aktabs.ru

Тематическая беседа о значении имен. Групповая беседа:"Значение моего имени". У Владиславов рождаются в основном девочки, которых он очень любит. Домосед, человек непьющий, он предпочитает вечеринкам домашний покой. Помогает жене. Чаще однолюб. Сохранение

с. 1
Занятие по познавательному развитию «Тайна моего имени»

Воспитатель: Шилова И.Н.
Цель : способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.

Оборудование: мяч; альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, ребята. Садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи. (Ответы детей.) Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Имя.) Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена - это слова, но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбо­ру имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям).

Послушайте стихотворение.

Был в старину такой обычай

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь, не хошь - Иероним!

(М. Владимов)

По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или де­вочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараем­ся побольше узнать о ваших именах. Послушайте отрывок еще из одного стихотворения « Октябрины».

Сергеями,

Андреями,

Иванами,

Иринами,

Маринами,

Татьянами

Теперь детей стараются назвать.

А было время - именами странными

Одаривали их отец и мать.

(Е. Долматовский)

Игра «Эхо».

Сейчас мы поиграем в новую игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним по­вторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка справа - Настя, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя. (Дети по очереди называют и прохлопыва­ют свое имя - сперва по одному, затем все вместе.)

Педагог . Молодцы!

Игра «Маленькое имя».

А теперь давайте представим себе, что вы вдруг стали маленькими. Мы будем бросать друг другу мяч, на­зывая имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, должен будет принять позу маленького ребенка. Все остальные повторяют его позу и хором называют его имя.

(Когда все дети поучаствуют в игре, можно обсудить, что по­чувствовали при этом дети, почему был выбран именно тот или иной возраст «маленького ребенка».)

Педагог. Не знать, как зовут своих родных, знакомых, дру­зей, - невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или об­ращаясь с просьбой. Давайте каждый из вас назовет имя своего друга. (Ответы детей.)

Игра «Объясни имя ».

Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас

вам буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут.

Педагог. Незнайка.

Дети. Его так назвали, потому что он ничего не знает.

Педагог. Белоснежка.

Дети. Она белая, как снег.

Педагог. Снегурочка.

Дети. Она сделана из снега.

Педагог. Синеглазка.

Дети. Это девочка с синими глазами.

Педагог. Курочка Ряба.

Дети. Она пестрая, рябая.

Педагог. Корова Буренка.

Дети. Она коричневая, бурая.

Педагог. Бычок Смоляной Бочок.

Д е т и. У этого бычка бок в смоле.

Педагог. Молодцы! А теперь попробуйте угадать, откуда взя­лись названия некоторых животных. Вот, например, есть на свете жук-олень - рога у этого жука знатные. Чем не олень? Или ящери­ца медянка - она получила свое название из-за того, что шкура у нее красновато-зеленая, отливающая медью. А как вы думаете, от­куда получила свое имя бабочка-голубянка?

Дети. Наверное, у нее голубые крылья.

Педагог. А бабочка-поденка?

Дети. Она день всего на свете живет.

Педагог. Змея гадюка.

Дети. Опасная, ядовитая змея.

Педагог. Рыба-голец.

Дети. Наверно, у нее нет чешуи, она «голая».

Педагог. Снегирь.

Дети. Эта птица прилетает к нам тогда, когда выпадает снег.

Педагог. Птица кукушка.

Дети. Ее так назвали из-за того, что она кукует.

Педагог. Все правильно, молодцы!

Игра «Ласковое имя».

А теперь давайте встанем в круг. Вспом­ним, как ласково зовут вас дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих лас­ковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бро­сил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, и произнести его ласковое имя. (Дети по кругу перебрасывают друг другу мячик, называя свои ласко­вые имена. Затем игра повторяется в обратном порядке.)

Конкурс «Кто знает больше имен».

Сейчас мы разделимся на две команды и проведем конкурс. Называть можно не только свои имена, но и имена своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, ко­торая вспомнит и назовет больше имен. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам. Сейчас мы оформим личную визитную карточку. Здесь должны быть кра­сиво написаны имя и что-нибудь важное о вас. Например:

Аня Молчанова, любит петь

Визитку можно украсить узорами по краю листа.

Домашнее задание для родителей

Продолжите с ребенком оформление личной визитной кар­точки.

Занятие по познавательному развитию

«Что означают наши имена»

Воспитатель: Снопова О.А.

Задачи:

1. Познакомить детей с традициями имянаречения на Руси.

2. Закрепить представления о разных способах вежливого обращения к другим людям (по имени, по имени и отчеству или по фамилии)
Предварительная работа : домашнее задание детям уточнить полное имя своих родных –дедушки, бабушки, отца, матери.
Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы с вами похожи, а чем отличаемся? (Ответы детей)

Воспитатель: Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена- это слова, но особые. Они значат очень многое. Давным –давно на Руси люди очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила(милая людям), Надежда, Вера, Любовь – все это древнерусские имена.

По имени можно многое узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека есть еще фамилия и отчество. Как зовут ваших родных людей: маму, папу, дедушек, бабушек? Как будут звать вас, когда вы вырастите? (Ответы детей).

Воспитатель : К человеку можно обращаться только по имени, если это твой друг или брат. К взрослым людям обращаются на Вы и по имени и отчеству, тем самым проявляя уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей- невежливо. Именно поэтому не ленятся приветливо обращаться по имени, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой. А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним?

Проводится игровой тренинг «Обратись по-разному»

(Ксения- Ксюшенька, Анна- Анечка- Анюта, Данил- Данюшка – Данилка, Егор- Егорушка- Егорка).
Далее проводится игровой тренинг «Обратись по имени»

1. Аня, у тебя «трудная пуговица», ты не можешь ее застегнуть. Попроси Егора тебе помочь. Как ты это сделаешь? Как ответит Егор?

2. Ярослав, у тебя нет зеленого карандаша, а у Вити есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? Что ответит тебе Витя?

3. У Лизы в руках кукла. Полине очень хочется поиграть с ней. Полина, обратись к Лизе, попроси куклу. Как ты это сделаешь? Как ответит Полина?
Воспитатель: А сейчас послушайте отрывок из книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» Вы послушайте внимательно и скажите, правильно ли поступил Незнайка?

(Зачитывается отрывок, в котором говорится о том, как Незнайка стал поэтом).

Воспитатель : У друзей Незнайки интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин…Как вы думаете, почему их так звали? А вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?
Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.


У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.


Знайка шел гулять на речку

Перепрыгнул через овечку.

Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка? Почему не понравились?

Воспитатель : Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг у другу по имени и ласково.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24 «РУЧЕЕК»

Конспект
Занятия по познавательному развитию

«Что значат наши имена»

Воспитатель Снопова О.А.
с. 1

Внеклассное мероприятие 6 класс. Внеклассное мероприятие 7 класс.

Сценарий познавательного мероприятия в форме игры-путешествия по именам.

Классный час «Тайна имени»

Цели : обогатить знания детей о собственных именах в ходе выполнения заданий творческого, исследовательского и развлекательного характера; сплотить коллектив.

Действующие лица

Ход мероприятия

Ребята заранее делятся на пять команд и готовят домашнее задание: маленькую театральную постановку, связанную с каким-нибудь именем. Команды предлагаем составить из учащихся разных классов, к примеру: по пять-шесть человек из 6 «А», 6 «Б» и 6 «В», 7 «А», 7 «Б».

Савва читает книжку, его сестра Ирма сидит на полу и рисует стенгазету. Вдруг Савва поднимает голову от книги.

Савва . Ирма, а почему тут написано: «Как корабль назовешь, так он и поплывет»?

Ирма . Ну как тебе объяснить? А! где-то у мамы была книжка такая...

Ирма убегает за книжкой, возвращается и снова садится на пол, раскрывает книгу.

Ирма . Личные имена имели все люди во всех цивилизациях. У некоторых индейских племен человек, берущий взаймы, должен был оставить в залог свое имя. Никто в племени не называет его по имени, пока он не вернет долг...

Савва. Это как это?

Ирма . Ну, вот так! Не вернешь мне мою вещь, значит, все тебя будут называть «Эй, ты, иди сюда». Слушай дальше. В лингвистике существует особый раздел - ономастика, посвященный искусству давать имена и науке об именах человека, или антропонимике. Она в свою очередь изучает влияние звучания имени на характер его обладателя.

Савва. Ух, ты! А как, интересно, мое имя влияет на мой характер?

Ирма . Здесь этого не написано, можем найти в Интернете и прочитать, но это мы сделаем потом, зато здесь есть история происхождения имен. Вот, к примеру, твое имя по-арамейски означает «старец». А мое происходит от древнегерманского божества Иримина, речь идет об общем для всех арийцев божестве Германе (Ярило), боге солнца и плодородия. Имя имеет значение «истинна, жизнь».

Савва . А про кого еще что написано? Ирма. Тут про все имена есть. Хочешь, прочитаю? Савва. Давай про ребят прочитаем. Ребята, назовите ваши имена.

Дети по очереди называют свои имена. Ирма зачитывает значения имен ребят, присутствующих на мероприятии. Курсивом выделены предпочтительные значения имени.

Мужские имена

Адам - дословно, в переводе с иврита оно означает «глина».

Алан - аланы - древнее праславянское племя, чьим главным божеством был меч.

Александр - в переводе с древнегреческого - «защитник людей, оберегающий муж».

Алексей - имя по значению равно Александру (древнегреч.).

Альберт - на латыни означает «белый».

Анатолий - «восточный».

Андрей - в переводе с древнегреческого - «мужественный».

Антон - в переводе с древнегреческого - «вступающий в бой, противостоящий».

Аристарх - в переводе с древнегреческого - «лучший начальник».

Артем - в переводе с греческого - «здоровый».

Артур - предположительно имя происходит от кельтского слова, означает «медведь». Это животное очень почиталось жрецами-друидами.

Богдан - имя Богдан пришло на Русь вместе с христианством и является дословным переводом греческого имени Феодот - «данный богом».

Борис - современный вариант старославянского имени Борислав, «славный в борьбе».

Вадим-это имя-загадка для исследователей. Некоторые производят его от авестийских корней, сопоставляя с древнеарийским словом «Вата» или «Вайю», означающим «ветер, символ победы».

Валентин - в переводе с латыни означает «сильный, крепкии, хваткий».

Валерий - в переводе с латыни - «бодрый, крепкий».

Василий - «царский», в переводе с древнегреческого.

Виктор - на латыни означает «победитель».

Виталий - «жизненный», в переводе с латыни.

Владимир - в переводе со старославянского означает «владеющий миром». Стоит заметить, что в старославянском языке слово «мир» чаще употреблялось в значении «договор, согласие».

Владислав - в переводе со старославянского - «владеющий славой».

Вячеслав - в переводе со старославянского «наиславнейший».

Геннадий - с древнегреческого означает «родовитый».

Георгий - в переводе с греческого «землевладелец». Еще один вариант этого имени - Егор.

Григорий - в переводе с греческого «бодрствующий».

Даниил - на иврите означает «Бог - мой судья».

Денис - является русской формой имени древнегреческого бога веселья, плодородия и виноделия Диониса.

Дмитрий - на греческом означает «принадлежащий Деметре», матери-земле, олицетворение плодородия.

Евгений - в переводе с греческого «благородный».

Захар (Захария) - на иврите означает «память Господня».

Иван - русская форма древнееврейского имени Иоанн - «милость Божья».

Игорь - со скандинавского переводиться как «воинственный, охраняемый богом-громовержцем».

Илья - на иврите означает «крепость Господня».

Кирилл - имя происходит от персидского корня, означающего «солнце», либо от греческого слова «повелитель».

Константин - на латыни - «твердый, постоянный».

Лев - имя имеет греческие корни, где оно означало то же, что и в русском языке, - лев.

Леонид - с древнегреческого переводится как «подобный льву».

Максим - на латыни «самый значительный, величайший».

Марк - произошло от латинского корня, означающего «молоток».

Матвей - от древнегреческого имени Матфей - «Божий дар».

Михаил - на иврите - «равный Богу».

Никита - греческое имя - «победитель».

Николай - с греческого языка переводится как «победитель народов».

Олег - в переводе со скандинавского - «священный».

Павел - в переводе с латыни имя дословно означает «малый, малыш».

Петр - дословно - «камень, скала».

Роман - на латыни это имя означает «римлянин». На древнегреческом - «крепкий, сильный».

Руслан - имя уходит корнями в иранский эпос о Рустаме, сыне Залазара. Образ этого богатыря впоследствии был воспринят тюркскими народами, как образ льва.

Сергей - Сергий на латыни означает «высокочтимый».

Станислав - на старославянском означает «славный своей крепостью, станом».

Степан - происходит от греческого Стефан - «венец».

Тимур - на тюркском означает «железный».

Юрий - русская форма греческого имени Георгий.

Ярослав - «славный своей жизненной силой».

Женские имена

Алла - возможно; от древнеарабской богини дождя Аллат, женская параллель Аллаха.

Александра - женская форма греческого имени Александр - «защитница людей, оберегающая».

Алиса - германское имя - «малышка».

Альбина - в переводе с латыни «белая».

Анастасия - на греческом означает «воскресенье».

Анжела - происходит от греческого имени Ангелина - «вестница».

Анна - на иврите - «благодать».

Белла - на латыни - «красавица».

Валентина - в переводе с латыни - «крепкая».

Валерия - в переводе с латыни - «бодрая».

Ванда - в западнославянском наречии - «озорница».

Варвара - в переводе с латыни - «иноземка».

Вера - православное русское имя, одна из трех сестер. «Кто верит, тот знает».

Виктория - в переводе с латыни - «победа».

Галина - имя греческого происхождения - «тихая, спокойная».

Дарья - у персов - «сильная, победительница».

Диана - дословно на латыни имя означает «божественная».

Дина - имя происходит от глагола иврита «судить», таким образом имя означает «судьба».

Ева - имя происходит от еврейского имени Хавва, что означает «жизнь, живая».

Евгения - на греческом означает «благородная».

Екатерина - на греческом означает «чистая всегда, непорочная».

Елена - греческое имя - «факел».

Елизавета - от еврейского имени Елисавета - «почитающая Бога».

Жанна - французская форма имени Иоанна, на иврите означает «милость Господня».

Зинаида - греческое имя - «божественная дочь».

Зоя - греческое имя - «жизнь».

Изабелла - происходит от испанского - «Бог - моя клятва».

Инга - имя происходит от имени древнегерманского бога Инга (скандинавский Ингви-Фрейр). Этот бог был символом плодородия и считался родоначальником одного из германских племен - ингевонов.

Инна - в переводе с латинского - «бурная».

Ирина - в переводе с греческого - «мир».

Камилла - латинское имя. В Риме так называли юношей и девушек из благородных семей, посвященных родителями на служение сонму богов.

Карина - это латинское имя означает «управляющая кораблем, киль корабля».

Кира - в переводе с греческого - «госпожа, владычица».

Кристина - греческое имя - «посвященная Христу».

Ксения, Оксана - в переводе с греческого - «гостья». Оксана - украинская форма данного имени, получившая широкое распространение в России.

Лада - это славянское имя означает «ладная, милая».

Лариса - с греческого переводится как «чайка». В греческой мифологии Ларисой звали фессалийскую нимфу, внучку Посейдона. По легенде, на том месте, где она упала в реку Пеней, был воздвигнут город, названный в ее честь.

Лидия - Лидией назывались богатейшие земли Малой Азии (современная Турция), где в середине первого тысячелетия до нашей эры правил легендарный царь Крез.

Лилия - имя происходит от латинского названия цветка лилиум - «лилия».

Лолита - на латыни значит «полевая трава».

Любовь - православное русское имя, одна из трех сестер. «Кто любит, тот поймет».

Людмила - Мила - славянское имя - «милая людям».

Майя - имя, принадлежащее корнями арийской цивилизации. Означает - «иллюзия, обман, магия».

Беседа «Ты и твоё имя»

Что в имени твоём?

Быть может, счастья ключ.

Имя человеку даётся один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его личным именем

Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребёнка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда пошли такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина.

До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку: Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб. Другие отражали порядок появления новых членов семьи: Первой, Первуша, Второй, Третьяк, Малюта, Меньшик, Поздей.

Имена отражали также социальное и экономическое положение – Холоп, Бобыль, Гольтепа. Другие отражали место происхождения: Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец, Серпуховитин, были и имена, которые отражали церковные отношения: Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь.Иногда в имена переходили прозвища (не совсем приятно звучавшие): Олух, Болван, Беспортошник. Наши предки пользовались и иноскательными именами: Баран, Волк, Лиса, Блоха, Ворона, Гнида, Оладья, Дуб.

В летописи 15 века сохранились такие имена как Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов.

Однако были и другого рода имена- княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир, Мирослав.

Некоторые славянские имена возникли позже: Бажен- желаемый, Тарас- беспокойный, Руфина- рыжая.

Иногда в качестве имён брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар- светлый, как заря, Владислав- владеющий миром, Доброслава- имеющая добрую славу, Всемила- милая всем.

Детям давались и древнегреческие и римские имена: Калистрат(хороший воин), Севастиан(достойный поклонения), Наум(радость, утеха), Домна –хозяйка.

Красивых древних женских имён сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава, Ярослава, Святослава.

Смысловые значения некоторых имён забывались, а нарицательные имена превращались в собственные. Например, имя Прасковья осознаётся как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспоминает о его первоначальном значении- пятница.

Некоторые обрусевшие имена подвергались сокращению: Борислав-Борис, (борющийся за славу), Вадимир-Вадим (наставляющий мир).

А вот имена из сказок: Елена и Василиса, Елена (от греческого «свет, факел), Василиса (от греческого «царица», царственная»). Героини различны по своему характеру: Елена мягкая, лиричная, прекрасная. Василиса- мужественная,находчивая, энергичная-всегда «премудрая».

Почему на Руси было распространено имя Иван? Потому что это имя в «Полных святцах встречается 170 раз. «Святцы или месяцесловы» в русской православной церкви-особые книги. В «Святцах» на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник предлагал родителям перед обрядом крещения на выбор несколько имён, которые значились в «Святцах». Иногда священник шёл на уступки и давал другое имя, которое не значилось в «Святцах». Этим и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в «Святцах», в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь.

Регистрацию новорождённых стали вести Отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). Родители могли выбрать любое понравившееся им имя или даже придумать своё. Так появились странные нелепые имена: Берёза, Сирень, Рубин,


Иридий, Медиана, Алгебрина, Гипотенуза, Ноябрина, Свобода и другие. Согласитесь, смешно звучит: Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Гарри Кобылкин.

В начале 21ого века появилась тенденция к таким именам как Арина, Алина, Леана, Валерия. Некоторые родители отдают предпочтение иноязычным: Виолета, Виталина, Каролина, Милена, Эвелина, Изабелла, Ариадна, Клементина, Даниэлла и другие.

Астрологи предупреждают, что от имени может зависеть судьба человека. Поэтому надо серьёзно подходить к выбору будущего своего ребёнка.

Что означают некоторые имена?

Александр-(греч.)- защитник, Алевтина (греч.)- отражающая, Анастасия-греч.-воскресшая, Андрей-греч.- храбрый, мужественный, Анатолий-греч.-восточный, Анна- древнееврейский- грациозная, миловидная,

Валентин(а)-лат.-сильный, здоровый.

Валерий(я)-римск.-крепкий, бодрый.

Виктор, Виктория-греч.- победитель, победа.

Дарья, Дарина из персидского –сильная, Дмитрий- принадлежащий Деметре,богине земледелия и плодородия, Олег и Ольга- древнерусское- святой, святая и.т.д.

Сегодня существует множество справочников и словарей, рассказывающих об именах, достаточно зайти в Интернет, чтобы получить нужную информацию.

Разделы: Классное руководство

– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;

– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.

1 ведущий:

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

2 ведущий:

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)

3 ведущий:

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

1 ведущий:

С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.

  • Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
  • Как вы относитесь к своему имени?
  • Кому оно нравится? Кому не нравится?
  • Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

По мере выступления детей на доске заполняется таблица

Краткий словарик толкования имён

(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)

Учитель: А теперь предлагаю разгадать ребусы.

  • На какие две группы можно разделить имена-отгадки? А все ваши имена? (на женские и мужские).

Класс делится на 2 группы по именам (женским и мужским) и проводится именная викторина “Кого как зовут?”

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
  • Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Подведение итогов:

    Учитель: В нашем классе есть еще необычные имена:

    Две Анастасии;
    Две Екатерины;
    Два Дмитрия;
    Две Ксении;
    Александр и Александра;
    Две Татьяны.

    (Дети рассказывают о происхождении своего имени)

    • А как называются одинаковые имена? (Тезки)

    Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

    • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
    • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).

    Награждение победителей аукциона.

    2 ведущий:

    А что за события обозначают эти даты:

    • 25 января
    • (Татьянин день, День студентов).
    • 14 февраля
    • (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

    (Рассказ подготовленного учащегося о дне Святого Валентина.)

    Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)

    Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

    Вопрос-шутка “Про Женю”.

    Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?

    “Женя в воде в очках”.

    Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).

    Блиц турнир

    Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1.Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Проверка ответов и выявление победителя.

    Учитель: В нашем классе есть редкие имена:

    Евгения – благородная;
    Кристина – христианка;
    Руслан – лев;
    Элеонора – сострадание, милосердие. .

    Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.

    Проводим музыкальный конкурс “Угадай мелодию”

    Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.

    1. “Стюардесса по имени Жанна”.
    2. “Я люблю тебя, Дима”.
    3. “Тома, Тома”.
    4. “Ой, Серега, Серега”.
    5. “Катя, Катерина”.
    6. “Антошка”.
    7. “Я люблю тебя, Марина”.

    Награждение победителей.

    Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

    • Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
    1. Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
    2. Распространенность имени.
    3. Ассоциации, связанные с именем.
    4. Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
    • Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).

    Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.

    Конкурс скороговорщиков

    1. Осип осип, Архип охрип.
    2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
    3. Кирилл Кире подарил рыбку,

    4. Кира Кириллу подарила улыбку.
    5. У Клары и Валерки
      Вареники в тарелке.

    Показ домашнего задания

    Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

    Все: Ставьте ушки на макушки.
    Слушайте об именах
    Пропоем мы вам частушки
    Все воскликните вы: “Ах!”

    Мальчики:

    Почему сегодня Элла
    На уроке не шумела?
    Подошли мы к ней все близко,
    Зубы склеила ириска.
    В нашем классе никогда
    Не бывает жарко
    Вентилятор заменяет
    Нам вертушка Ларка.
    Разрешила наша Вера
    Поиграть нам с бультерьером.
    Всем, которые играли,
    Потом пальцы пришивали.

    Девочки: Почему перед едою
    Руки нужно с мылом мыть?
    А Андрюша отвечает:
    – Чтоб посуду не грязнить!

    Вова наш на переменке
    Проверял на прочность стенки.
    Так усердно он старался,
    Что весь в гипсе оказался.

    Степан к богу обратился:
    – Просьбу выполни мою,
    Сделай так, чтобы в диктантах,
    “Чу” писалось через “ю”!

    Был наш Петя сорванцом,
    А теперь он стал певцом.
    -Лучше уж частушки петь,
    Чем от критики краснеть.

    Все: Мы – певцы и музыканты,
    Выступать нам нравиться!
    Мы – народные таланты
    Город нами славится!

    Учитель : Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)

    – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

    Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

    Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

    Литература

    1. Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
    2. Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
    3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
    4. Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.
    Загрузка...