aktabs.ru

Специфика социальной действительности и ее познания. Природа и общество. Опре­де­ле­ние терминов и понятий, со­от­вет­ству­ю­щих контексту Часто под обществом понимается социальная

1

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Административное __________(А) представляет собой одну из сложнейших отраслей Российского законодательства. Это обусловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируются его __________(Б). Административное право обеспечивает правовую __________(В) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и от __________(Г) административных органов. Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных __________(Д), возникающие при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных __________(Е) и актов правосудия».

Список терминов:

4. договор

5. судопроизводство

6. бездействие

7. отношения

8. преступление

2

«Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ____ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной _____ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _____ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _____ (Г), образование. Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством _____ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной _____ (Е) зависит от того или иного статуса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. профессия

3. стратификация

6. дифференциация

8. структура

3

«Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в _____ (А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, _____ (Б), распоряжаться ресурсами. Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за _____ (В). Следовательно, владение ресурсами становится источником доходов. Если владелец обладает только способностью ____ (Г) и продаёт именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает доход, называемый _____ (Д). Владелец физического ______ (Е) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части прибыли этой фирмы».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. пользоваться

3. производство

4. трудиться

5. капитал

6. собственность

4

Педагогический труд - один из древнейших видов интеллектуальной ______ (А), а учительство - одна из самых крупных, устойчивых во времени ______ (Б), занимающихся умственным трудом. В ______ (В) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уже в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки ______ (Г) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов. В древнем мире ______ (Д) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока - ______ (Е). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее - и представители других сословий, прежде всего, горожане.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. дифференциация

2. деятельность

3. профессиональная группа

4. социальная группа

5. первобытное общество

8. традиционное общество

9. молодежь

5

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое _____ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с ____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения ____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. государственное принуждение

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

6

Банковский кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре ______ (А). В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, ______ (Б) денег банку. Процент - это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ______ (В) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______ (Г). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан - потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа. Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______ (Д) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки ______ (Е) заемщиков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. операции

2. государство

3. кредитоспособность

4. процента

5. потребительский кредит

6. ликвидность

7. гарантии возврата

8. окупаемость

9. заемные средства

7

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Если ______ (А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то ______ (Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется _____ (В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных ____ (Г). Другой формой является ______ (Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной _____ (Е)»

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. унитарное

2. федерация

3. форма правления

4. демократическое

5. конституция

6. политические партии

7. форма государственно-территориального устройства

8. республика

9. органы власти

8

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место _______ (А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______ (Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и _______ (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______ (Г) философии. В качестве _______ (Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______ (Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. предметы

2. субъект

3. социальная группа

4. жизненные позиции

5. человек

6. рассудок

7. способности

8. представления

9. основной вопрос

9

«Если ________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных ________(Г). Другой формой является________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной ________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. унитарное

2. федерация

3. форма правления

4. демократическое

5. конституция

6. политические партии

7. форма государственного (территориального) устройства

8. республика

9. органы власти

10

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество как __________(А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов и подсистем. Точно так же, как и в __________(Б), все они являются частью единого комплекса – такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование социального мира.

Сложная система социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое __________(Г), мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведём пример из недавнего прошлого нашей страны. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере __________(Д) культуры.

Основными типами социальных связей выступают __________(Е) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом в целом и его отдельными элементами. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. функциональный

2. общественный

3. решение

4. духовная

5. система

7. природа

8. социология

9. взаимодействие

ТЕСТ № 1. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Системный подход к общественным явлениям.

1.Найдите в приведенном ниже списке общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) наличие подверженных изменениям подсистем

3) обособленность элементов

4) самоорганизация и саморазвитие

5) появление новых элементов и связей

6) многоаспектность и целостность

Ответ: 2456

2.Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12221

3.Найдите в приведенном списке примеры непосредственного влияния экономики на социальную сферу общественной жизни.

1) принятие государственных образовательных стандартов

2) задержка зарплаты в связи с банкротством предприятия

3) введение цензуры на государственном телевидении

4) государственная гарантия банковских вкладов

5) строительство заводом жилья для рабочих

6) создание новых рабочих мест

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные институты и их функции

Ответ: государство

5.Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

2) Поскольку общество представляет собой динамическую систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие — появляться.

3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.

4) Социальные институты — это определенные стереотипы человеческого поведения.

5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.

6. Установите соответствие между компонентами общества и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12121

7. Назовите три признака социального института и поясните каждый из них на конкретном примере.

В правильном ответе могут быть указаны такие признаки:

Наличие ролевой системы — определены основные роли (например, в семье существуют роли мужа и жены, родителей и детей, старших и младших членов семьи и т.д.);

Наличие совокупности учреждений (например, институт образования включает сеть школ, лицеев, гимназий, университеты, министерство образования и т.д.);

Наличие регулирующих правил (например, в государства может быть принят основной закон страны — Конституция, в соответствие с которой принимаются остальные нормативные акты, регулирующие деятельность органов власти и др.);

Наличие общественно важных функций (например, функцией науки является накопление и систематизация объективных знаний о действительности).

8. В познании общества, в отличие от познания природы

1) не выдвигается гипотез

2) значима роль ценностных установок познающего

3) не используется метод моделирования

4) истина имеет относительный характер

5) объект и субъект познания совпадают

6) сложно выявить объективные законы

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная _______ (А), объединенная общим _______ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _______ (В). Социологи называют общество динамической _______ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе _______ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо одну сторону жизни при сохранении основ существующего _______ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) система

2) структура

4) революция

5) интерес

6) прогресс

7) социальный статус

10. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество является частью природы.

2) Природа полностью определяет развитие общества.

3) Современному обществу свойственно сословное строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.

11.Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21122

12. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

13.Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В узком смысле общество — это окружающий человека материальный мир.

2) В широком смысле под обществом понимают все население земли, совокупность всех народов и стран.

3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.

4) Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

5) Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

Ответ: 245.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных институтов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, нацеленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

2) одно предложение с информацией о социальных институтах в экономической сфере, например: К социальным институтам в экономической сфере относят рынок, предпринимательство, банковскую сферу и т.д.

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

15. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социального познания». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Социальное познание — познание общества и человека.

2) Специфика социального познания:

а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;

б) тесная связь с практическими интересами индивидов;

в) критический взгляд на общество и ценностная окраска знания о нем;

г) сложность объекта социального познания, в силу чего социальные законы носят вероятностный характер;

д) ограниченность сферы применения эксперимента.

3) Основные методы социального познания:

а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);

б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);

в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).

4) Функции социального познания:

а) выявление причин и следствий социальных процессов;

б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;

в) использование результатов при осуществлении социального управления;

г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.

5) Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

ТЕСТ № 2. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Типы общественного развития.

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

реформа, 2) революция 3) социальная динамика, 4) эволюция, 5) общественный регресс.

3. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.

2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.

3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация к уже отжившим социальным структурам и отношениям.

4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой-либо стороны общественной жизни.

5) Общество представляет собой сложную статическую систему.

4. Какие из перечисленных социальных фактов иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите все цифры, под которыми они указаны.

1) получение новых материалов в результате развития нанотехнологий

2) повышение производительности труда в результате рационализации организационной структуры производства

3) психическая зависимость масс людей от доступа к интернету в результате появления онлайн-игр и социальных сетей

4) возможность быстрого тиражирования информации в результате развития компьютерных технологий

5) возникновение органически не перерабатываемых отходов в процессе высокотехнологичного производства

6) появление «городов-призраков» в результате миграции населения в крупные мегаполисы

5. В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

Основными социальными ячейками являются племя и большая семья

Происходит рост численности городского населения

Устная информация преобладает над письменной

Интенсивно развивается инфраструктура

Широко распространяются научные знания

Господствует натуральное хозяйство

6. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 32132

7. В стране Z городское население растет быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство гарантировало личную свободу граждан и создает условия для самореализации личности.

2) Происходит становление сословной структуры.

3) Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4) Преобладает натуральный обмен (бартер).

5) Произошла механизация производства.

6) Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

Ответ: 156.

8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 22121

9. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры , под которыми они указаны.

Развитие сферы услуг

Рост численности рабочего класса

Отсутствие социальной стратификации

Использование информационных технологий

Новые интеллектуальные возможности

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 32311

11. Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры , под которыми они указаны.

Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества

Глобальными проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира

Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровнях экономического развития стран мира

Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов

Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации

12. Установите соответствие между процессами глобализации и ее последствиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21121

13.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) движение; 2) изменение; 3) техническая революция; 4) совершенствование; 5) упадок; 6) деградация.

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и выделите цифру, под которой оно указано.

1) интеграция; 2) рост; 3) дифференциация; 4) социальная динамика; 5) инновация; 6) деградация; 7) эволюция.

15. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество — целостная самоорганизующаяся система взаимоотношений между людьми.

2) В структуре общества выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную подсистемы.

3) Социальные институты организуют удовлетворение определенных потребностей общества и человека.

4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природной среды.

5) Социальным регрессом называют направление развития от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

ТЕСТ № 3. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Общество и природа. Биосоциальная сущность человека. Мышление и деятельность.

1. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возникновение государства

2) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям

3) психические качества личности

4) формирование наций

5) создание новых научных направлений

6) способность человека к чувственному восприятию мира

Ответ: 145.

2. Установите соответствие между особенностями поведенческой активности, свойственной человеку, и поведенческой активностью, свойственной животным: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21112

3. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи

4. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 12122

5. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) инициативность, 2) темперамент, 3) толерантность, 4) ответственность, 5) задатки, 6) трудолюбие.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

6. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ответ: деятельность.

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ______ (А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными _____ (Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что _____ (В) в совместной деятельности с другими людьми познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _____ (Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _____ (Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ____ (Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. индивид

2. качество

3. потребность

4. воспитание

5. позиция

6. социализация

7. личность

8. активность

9. индивидуальность

Ответ: 721685

8. Кириллу 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла - 180 см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл занимается легкой атлетикой.

5) Кирилл - добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.

Ответ: 3456

9. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путевку. Найдите в приведенном списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) изучение испанского языка

2) покупка туристической путевки

3) общение в Интернете

4) чтение книг об Испании

5) знатоки испанского искусства

6) путешествие по Испании

Ответ: 1234

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика качеств человека

Ответ: Способности

11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

1) воспроизводство рода, 2) самореализация, 3) питание, 4) дыхание, 5) движение, 6) общение, 7) отдых.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

12. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры , под которыми они указаны.

Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью

Индивид — единичный представитель человечества

К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира

Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям

Социальная природа человека проявляется в анатомо-физических чертах, строении различным систем органов, инстинктах и рефлексах

13. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 32123

14. Выберите среди предложенного списка социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых

4) Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки

6) В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

15. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры , под которыми они указаны.

Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности

Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

Структура деятельности предполагает наличие цели и средств ее достижения.

Ответ: 1345

16. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) ученые-вулканологи составили карту возможных извержений вулканов в следующем году

Б) правительство одобрило введение новых тарифов

В) в начале года, в действие были ведены новые государственные стандарты в области образования

Г) предприятия малого бизнеса производят комплектующие для крупного автомобильного завода

Д) экономисты предположили, как будут развиваться финансовые рынки после мирового кризиса

Е) крупная компания начала освоение нового месторождения газа на арктическом шельфе

1) материально-производственная

2) социально-преобразовательная

3) прогностическая

17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) особенность

2) способности

3) личность

5) общество

6) задатки

7) общение

8) деятельность

Ответ: 1938756

18. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

2) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

3) Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, на частную жизнь

4) Свобода — это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим

5) Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений

19. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

20. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребность в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3) Деятельность - это специфический способ существования человека.

4) Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.


Общество многозначное понятие, используемое: - для определения социальных систем различного уровня; - для определения социальных систем различного уровня; - объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов, целей (в т.ч. акционерные общества, экономические организации). - объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов, целей (в т.ч. акционерные общества, экономические организации).


Подходы при определении общества в зарубежной и отечественной науке 1 Большая группа людей, сформировавших общую культуру. 1 Большая группа людей, сформировавших общую культуру. 2.Сложная социальная система с населяющими ее людьми. 2.Сложная социальная система с населяющими ее людьми. 3.Социально-полтическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией и др. 3.Социально-полтическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией и др.


Понимание общества зарубежными социологами Р. Мильс – общество это конфигурация институтов, функции которых ограничивают свободу действия людей. Р. Мильс – общество это конфигурация институтов, функции которых ограничивают свободу действия людей. И.Валлерштайн – ни одно понятие не является более всеобъемлющим, чем общество и ни одно понятие в социологии не используется более автоматически и бездумно И.Валлерштайн – ни одно понятие не является более всеобъемлющим, чем общество и ни одно понятие в социологии не используется более автоматически и бездумно


Основные смыслы понятия «общество» в отечественной науке Широкий (философский) – человеческое общество, социум Узкий (социологический)– люди с их связями, отношениями, взаимодействиям и Узкий (социологически й) – круг людей Социологический (социальные группы, институты, связи, отношения, способ производства, распределения Обособившаяся от природы часть материального мира; совокупность исторических форм совместной деятельности Исторический этап, форма общественного развития (первобытное); конкретное в рамках одной страны (французское) Объединены общностью сословной принадлежности, интересов (дворянское, крестьянское, спортивное, благотворительн ое, театральное) 1. Люди, объединившиеся для общения, деятельности. 2. Этап в историческом развитии народа, страны. 3.Система взаимодействия.






Общество Это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи и взаимодействия. Характеризуется целостностью и саморазвитием, а также нмличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов Это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи и взаимодействия. Характеризуется целостностью и саморазвитием, а также нмличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов


Социальная структура Внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, групп, институтов и устойчивых отношений между ними. Социальная структура усложняется, становится более многообразной по мере развития общества.








Подходы к пониманию природы социального неравенства Марксистский. Класовая принадлежность определяется по отношению к собственности на средства производства (капиталисты, мелкая буржуазия, наемные работники) Теории стратификации. Деление общества на различные социальные слои (страты), отличающиеся по своему общественному статусу.


Страта Совокупность семей и индивидов, занимающих определенный уровень по доходу, благосостоянию, власти, престижу. Разделение общества на классы объясняется неравным доступом к основным ценностям, которые стремятся получить люди: власти, собственности, социальному престижу.


Типологии общества Объединены сходными признакам и критериями Объединены сходными признакам и критериями 1. По наличию письменности: 1. По наличию письменности: - письменные; - письменные; - дописьменные. - дописьменные. 2.По числу уровней управления, степени социальной дифференциации (расслоения): 2.По числу уровней управления, степени социальной дифференциации (расслоения): - простые; - простые; - сложные. - сложные.


Типологии обществ По способу производства: По способу производства: - общество первобытных охотников и собирателей; - общество первобытных охотников и собирателей; - скотоводческие (пастушеские); - скотоводческие (пастушеские); - огороднические; - огороднические; - земледельческие (аграрные); - земледельческие (аграрные); -индустриальные (промышленные). -индустриальные (промышленные).


Типологии обществ По политическим критериям: По политическим критериям: - демократические; - демократические; - тоталитарные; - тоталитарные; - авторитарные (промежуточные). - авторитарные (промежуточные). По религиозным критериям: По религиозным критериям: - христианские, мусульманские и др. - христианские, мусульманские и др. По языковым критериям: По языковым критериям: - англоязычные, франкоязычные и др. - англоязычные, франкоязычные и др.


Новые типологии исторического развития человеческого общества С.Крук, С.Лэш Премодернистские, модернистские, постмодернистские О.Тофлер Общества «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации. Ф.Махлуп, Т.Умесао, М.Порат, Р.Катц Информационное общество




Идеологический подход: общество ТРАДИЦИОННОЕ / ЗАКРЫТОЕ Авторитарная власть Авторитарная власть Сознание мифологическое Сознание мифологическое Догматизм Догматизм Низкая мобильность Низкая мобильность Забота о других Забота о других Частная собственность сомнительна, недостойное дело Частная собственность сомнительна, недостойное дело МОДЕРНИСТСКОЕ / ОТКРЫТОЕ Демократическая власть Сознание рациональное Сознание рациональное Критичность Критичность Высокая мобильность Высокая мобильность Ответственность индивида за свою жизнь Ответственность индивида за свою жизнь


Открытое общество: Открытое общество: самостоятелтьный вариант демократии.; самостоятелтьный вариант демократии.; не является неограниченным капитализмом; не является неограниченным капитализмом; не основано на марксизме или анархии; не основано на марксизме или анархии; уменьшение влияния государства; уменьшение влияния государства; отсутствие принуждения граждан («к чему-либо, даже к счастью»); отсутствие принуждения граждан («к чему-либо, даже к счастью»); уважение к частной собственности; уважение к частной собственности; государство занимается предотвращением страданий и несправедливости; государство занимается предотвращением страданий и несправедливости; демократический плюрализм, индивидуализм демократический плюрализм, индивидуализм Закрытое общество: Закрытое общество: статичная социальная структура; статичная социальная структура; ограниченная мобильность; ограниченная мобильность; неспособность к инновациям; неспособность к инновациям; большинство принимает предписанные ценности; большинство принимает предписанные ценности; неспособность к инновациям; неспособность к инновациям; традициолонализм; традициолонализм; авторитарная идеология; авторитарная идеология; тоталитаризм. тоталитаризм.


Открытые общества (демократические) Открытые общества (демократические) Человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. На уровне Конституции закрепляются принципы духовной свободы. На уровне Конституции закрепляются принципы духовной свободы. Закрытые общества (тоталитарные) Закрытые общества (тоталитарные) Членам общества навязываются нравственные ценности. Членам общества навязываются нравственные ценности. Большинство членов общества принимают предложенные мировоззренческие ценности Большинство членов общества принимают предложенные мировоззренческие ценности


Традиционные общества Традиционные общества Человек воспринимает мир и заведенный порядок, как неразрывное целое, священное, не поддающееся изменению. Человек воспринимает мир и заведенный порядок, как неразрывное целое, священное, не поддающееся изменению. Ценится не индивидуальное в человеке, а его место в иерархии (сословной, клановой и др.). Ценится не индивидуальное в человеке, а его место в иерархии (сословной, клановой и др.). Свобода индивидуальных действий приводит к нарушению заведенного порядка Свобода индивидуальных действий приводит к нарушению заведенного порядка Модернистские общества Модернистские общества У человека существуют условия для достижения свободы. У человека существуют условия для достижения свободы. Возможности изменений без применения насилия. Возможности изменений без применения насилия. Существование формальных правил, допускающих пробы и ошибки. Существование формальных правил, допускающих пробы и ошибки. Возможность смены правительства без применения насилия Возможность смены правительства без применения насилия «Если мы хотим остаться людьми – у нас только один путь к открытому обществу» «Если мы хотим остаться людьми – у нас только один путь к открытому обществу»


Формационный подход: общество общественно-экономические формации: Первобытно-общинная Первобытно-общинная Рабовладельческая Рабовладельческая Феодальная Феодальная Капиталистическая Капиталистическая Социалистическая Социалистическая Коммунистическая Коммунистическая бесклассовая классовые бесклассовые






Индустриальное общество Ведущая сфера производства – промышленность Ведущая сфера производства – промышленность Власть демократическая Власть демократическая Индивидуализм Индивидуализм Ориентация на новацию Ориентация на новацию Механизация труда Механизация труда Урбанизация Урбанизация Начало НТР Начало НТР


Постиндустриальное общество Ведущая сфера производства – сфера услуг Ведущая сфера производства – сфера услуг Власть демократическая Власть демократическая Индивидуализм Индивидуализм Ориентация на новацию Ориентация на новацию НТР НТР Автоматизация труда Автоматизация труда


Информационное общество Ведущая сфера производства - производство, переработка и хранение информации Ведущая сфера производства - производство, переработка и хранение информации Компьютеризация Компьютеризация Изменение мотивации к труду – творческий характер труда Изменение мотивации к труду – творческий характер труда


Сравнительная характеристика типов обществ (по Д.Беллу) на нач.90-х г.20 в. Тип общества Доиндустриаль ные Индустриальны е Постиндустриа льные Типичные страны Эфиопия, Ангола, Никарагуа, Афганистан Великобритани я, Германия, Франция США, Япония ВНП (на душу населения, S) Меньше 400 Около Около Основной фактор производства ЗемляКапиталЗнания


Доиндустриаль ные Индустриальны е Постиндустриа льные Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги Характер производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Компьютеризац ия, автономия производства Занятость населения Сел. хоз-во - 75% Сел. хоз-во – 10% Сел.хоз -3% Пром. -33% Услуги – ок. 66% Политика в области образования Борьба с неграмотность ю Подготовка специалистов Непрерывное образование


Доиндустриаль ные Индустриальны е Постиндустриа льные Преобладающи е отросли Земл-е, рыб-во, скот-во, горнодобываю щая и деревообрабат ывающая пром. Производство товаров массового потребления Сфера услуг Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги Кол-во ученых на 1 млн. жителей Около 100 Около 2000 Около 2000 Около 2000 Смертность на 1000 чел. Около 20 чел. Около 10 чел. Продолжительн ость жизни лет Свыше 70 лет


Главные сферы современного общества Промежуточные комплексы системы общества понимаются как его подсистемы или сферы: Промежуточные комплексы системы общества понимаются как его подсистемы или сферы: - экономическая сфера; - экономическая сфера; - политическая; - политическая; - духовная; - духовная; - социальная. - социальная.


Экономическая сфера Включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, инвестиций, обороты капиталов. Включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, инвестиций, обороты капиталов. Удовлетворяет жизненно важные потребности людей в пище, жилье, досуге и т.п. через производство товаров и услуг. Удовлетворяет жизненно важные потребности людей в пище, жилье, досуге и т.п. через производство товаров и услуг. Прямо участвуют в экономической жизни общества 50-60% населения (экономически активное население); косвенно – 100%; Прямо участвуют в экономической жизни общества 50-60% населения (экономически активное население); косвенно – 100%; Основа экономической сферы – производство, конечный продукт которого – национальный доход. Основа экономической сферы – производство, конечный продукт которого – национальный доход.






Политическая сфера Включает президента и его аппарат, правительство, парламент (Федеральное собрание) и его аппарат, местные органы власти (губернские. областные), армию, полицию, налоговую и таможенную службу, которые вместе составляют государство. Включает президента и его аппарат, правительство, парламент (Федеральное собрание) и его аппарат, местные органы власти (губернские. областные), армию, полицию, налоговую и таможенную службу, которые вместе составляют государство. Политические партии не входят в государство, но включены в политическую сферу и выражают политические интересы различных групп населения. Политические партии не входят в государство, но включены в политическую сферу и выражают политические интересы различных групп населения. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть (принадлежит классу или группе) и ее защита Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть (принадлежит классу или группе) и ее защита


Задачи государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами (рабочими, профсоюзами, работодателями); – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами (рабочими, профсоюзами, работодателями); -учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением; -учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением; - недопущение политических переворотов; - недопущение политических переворотов; - защита внешних границ и суверенитета страны; - защита внешних границ и суверенитета страны; - сбор налогов; - сбор налогов; - обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и др. - обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и др.




Духовная сфера Включает институты науки, культуры, религии, образования (университеты, лаборатории, музеи, театры, газеты, журналы, НИИ, художественные галереи и др. Включает институты науки, культуры, религии, образования (университеты, лаборатории, музеи, театры, газеты, журналы, НИИ, художественные галереи и др. др.) др.) Задачи: Задачи: - открывать новые знания в разных областях; - открывать новые знания в разных областях; - создавать авангардные технологии; - создавать авангардные технологии; - передавать знание следующим поколениям; - передавать знание следующим поколениям; - создание вненаучных художественных ценностей и др. - создание вненаучных художественных ценностей и др.




Социальная сфера В широком смысле – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения (магазины, пассажирский транспорт, коммуникационное и бытовое обслуживание, общ. Питание, здравохранение, связь. Учреждения досуга. Включает все слои населения. В широком смысле – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения (магазины, пассажирский транспорт, коммуникационное и бытовое обслуживание, общ. Питание, здравохранение, связь. Учреждения досуга. Включает все слои населения. В узком значении подразумевает социально не защищенные слои населения (пенсионеры, безработные, малообеспеченные, инвалиды) и обслуживающие их учреждения В узком значении подразумевает социально не защищенные слои населения (пенсионеры, безработные, малообеспеченные, инвалиды) и обслуживающие их учреждения


Социальные связи и отношения Социальная связь – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных обществах, в конкретное время для достижения определенных целей Социальная связь – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных обществах, в конкретное время для достижения определенных целей Социальные связи объективны, независимы от отдельных индивидов Социальные связи объективны, независимы от отдельных индивидов Вассально-феодальная зависимость




Связи взаимодействия Социальное взаимодействие - это цепочка социальных действий, в которой каждое последующее действие обусловлено предыдущим Социальное взаимодействие - это цепочка социальных действий, в которой каждое последующее действие обусловлено предыдущим Оно может происходить между обособленными объектами (политическое взаимодействие между государствами) и внутри объекта – между элементами (борьба за национальную независимость) 47






Социальное взаимодействие включает в себя: Индивидов, совершающих действие Индивидов, совершающих действие Влияние на других индивидов, не включенных в действие Влияние на других индивидов, не включенных в действие Изменение в социальной общности вызванное действием Изменение в социальной общности вызванное действием Во взаимодействии важна обратная реакция, от нее зависит, будет ли данное взаимодействие продолжаться Во взаимодействии важна обратная реакция, от нее зависит, будет ли данное взаимодействие продолжаться


Социальные отношения Взаимодействие представляет собой связь и ведет к становлению новых социальных отношений Взаимодействие представляет собой связь и ведет к становлению новых социальных отношений Социальные отношения – это устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами Социальные отношения – это устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами



Что такое общество?

  • Узкое понимание

  • Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество)

  • Совокупность согласованно действующих людей (общество книголюбов, союз журналистов и др.)

  • Определенные исторические этапы развития человечества (античное общество, индустриальное общество)

  • Специфические особенности жизни одной страны (китайское общество, российское общество)

  • Человечество в целом


  • В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях?

  • а) двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество

  • б) за сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей

  • в) пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием

  • г) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития


В отличие от природы общество:

  • обладает свойствами системы

  • находится в развитии

  • выступает в качестве творца культуры

  • развивается закономерно


Сферы (подсистемы) общественной жизни

  • Экономическая

  • Социальная

  • Политическая

  • Духовная


Соотнести общественные явления, процессы и институты с каждой из сфер

  • Отношения собственности

  • Партия

  • Избирательная система

  • Научная деятельность

  • Формирование нации

  • Взаимосвязь спроса и предложения товаров

  • Массовая культура

  • Факторы производства

  • Сословная структура общества

  • Федеративное государственное устройство

  • Банковская система

  • Художественное творчество


Признаки общества как системы

  • Целостность

  • Устойчивость

  • Способность к саморазвитию

  • Открытость


Общество как динамичная система

  • Изменяется и развивается общество в целом

  • Изменяются и развиваются его элементы

  • Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга

  • Одни элементы прекращают свое существование, другие появляются


Динамизм общества как системы подразумевает:

  • устойчивость и стабильность

  • изменение и развитие

  • постоянный прогресс


Социальные институты

  • Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей


Как возникло человеческое общество?

  • Религиозная версия:

  • «Бог создал человека и дал ему весь материальный мир и нравственный закон»

  • Космическая версия:

  • «Инопланетяне сделали людей и манипулируют ими»

  • Естественная версия:

  • «Труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей»


Под влиянием чего общество изменяется и развивается?

  • Натуралистический подход:

  • «Развитие общества определяется природными факторами»

  • Идеалистический подход:

  • «Идеи первичны по отношению к другим сторонам человеческой деятельности»

  • Материалистический подход:

  • «Люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности»

  • Плюралистический подход:

  • «В основе развития общества лежит не один, а множество факторов»


Типы обществ


  • Назвать основные социальные институты.

  • Чем отличается простое общество от сложного?

  • Перечислить все 4 формации.


Общественно-экономическая формация


Недостатки формационного подхода

  • Абсолютизация экономического фактора в жизни общества

  • Однолинейное понимание исторического процесса

  • Претензия на абсолютную правильность и универсальность


  • Что такое общественно-экономическая формация?

  • Что такое способ производства?

  • Церковь, философские учения, государство, система образования – это базис или надстройка?


Цивилизация

  • Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс)

  • Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер)

  • Синоним культуры (А. Тойнби)

  • Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах


Недостатки цивилизационного подхода

  • История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества

  • Народы и общества изучаются изолированно

  • Трудно выявить закономерности в историческом процессе


  • Что такое цивилизация, по мнению О. Шпенглера?

  • Цивилизационный подход направлен на:

  • А. Выявление общего в развитии разных народов.

  • Б. Выявление особенного в развитии разных народов.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верно А и Б

  • оба положения неверны


Надо совместить оба подхода!

  • Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.)

    • Традиционное (доиндустриальное) общество
    • Индустриальное общество
    • Информационное (постиндустриальное) общество

Традиционное общество


Индустриальное общество


Постиндустриальное общество


  • Какое социальное деление характерно для:

  • традиционного общества

  • индустриального общества

  • постиндустриального общества


  • Какие из данных черт относятся к традиционному обществу?

  • развитие ресурсосберегающих технологий

  • появление массовой культуры

  • низкая социальная мобильность

  • преобладание коллективистских взглядов

  • сильное гражданское общество


Основные черты восточной и западной цивилизации


  • К какой цивилизации относится Россия – восточной или западной?


Общественный процесс

  • Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей


Направления общественного процесса


Критерии общественного прогресса

  • развитие и совершенствование производительных сил

  • увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества

  • расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям

  • способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан

  • рост уровня жизни, степени социальной защиты


  • Объект исторического процесса – это:

  • историческая действительность

  • классы, социальные группы, индивиды, выдающиеся личности

  • Что такое прогресс?


Формы общественных изменений


Закон общественного развития

  • Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях


Глобализация

  • Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами


  • Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы – это…

  • В чем суть закона ускорения истории?

  • Что такое глобализация?


  • Одним из проявлений глобализации в современном мире выступает:

  • расширение деятельности транснациональных корпораций

  • рост объемов промышленного производства

  • возрастание доли среднего класса в составе населения

  • развитие национальной культуры


Глобальные проблемы


Влияние природы на развитие общества

  • общественное разделение труда, размещение отраслей производства

  • производительность труда

  • способности человека

  • темпы развития общества

  • характер производственных отношений

  • особенности духовной культуры

  • менталитет


Экологические кризисы

  • загрязнение окружающей среды

  • быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов

  • чрезмерно быстрый рост населения


Пути преодоления экологического кризиса

  • Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы…)

  • Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды)

  • Развитие техники и улучшение экологического воспитания


Изучение общества является предметом социальной философии. Понятие «общество» многозначно. В самом широком смысле это понятие применяется и к миру животных (например, когда говорят о «сообществе» насекомых, стаде обезьян), и к людям. Если же это понятие применять только к людям, то оно также имеет разные смыслы. В широком смысле говорят о человечестве, мировом сообществе. В более узком смысле под обществом понимают этническое, национально-государственное объединение, группы людей, связанные общностью происхождения и положения, общими занятиями, интересами и целями. Но при всех трактовках общество – это не просто какая-то сумма, конгломерат людей. В этой связи Маркс отмечал: «Общество не состоит из индивидуумов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды относятся друг к другу» .

Объединяет людей в общество совместная жизнедеятельность. Некоторое множество людей становится социальной группой, обществом, когда оно способно своей деятельностью создать все необходимые условия совместного существования. Общественная жизнь – процесс совместной деятельности людей.

Деятельность людей многообразна. Чтобы существовало общество как некоторое устойчивое социальное образование, необходимы следующие типы деятельности.

1. Производство материальных благ и услуг. Эту форму деятельности называют по-разному, например, говорят о материальном производстве (К. Маркс), экономической деятельности (Э. Дюркгейм), хозяйстве (С. Н. Булгаков) и т. п.

2. Социальная деятельность. Она выражается в производстве и в воспроизводстве непосредственно людей и человеческой жизни. Эту деятельность осуществляют семья, этносы, профессиональные группы и т. д., то, что часто называют «гражданское общество». В этой деятельности создаются и реализуются программы образования и воспитания, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.

3. Организационно-управленческая деятельность. Ее цель – создание и оптимизация общественных связей и взаимодействия путем социального управления, политической деятельности (субъектами последней главным образом являются государство и политические партии).

4. Духовная деятельность – производство и потребление разнообразной информации, необходимой для жизни, начиная с обыденной и кончая научной, включающей в себя знания в области экономики, политики, морали, искусства и т. д.

Для существования общества необходимы четыре типа совместной деятельности. Эти типы определяют элементы общества (или так называемые сферы общественной жизни): материально-производственную, социальную, организационную (политико-управленческую), духовную. Понятие «сфера общественной жизни» означает устойчивую область человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера. В этих сферах существуют специальные социальные институты.

Кроме понятия общества употребляется понятие социальной действительности. Под социальной действительностью будем понимать общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений – жизнь человечества, социальных групп, коллективов, отдельных личностей. Социальная действительность складывается из множества многообразных актов деятельности людей и результатов их деятельности.

Социальная деятельность качественно отличается от природной. Это отличие определяется особенностями человека и его деятельности. Характеризуя принципиальные отличия общества от природы, Энгельс писал: «В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) действуют лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели… Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели» .

Социальная действительность состоит из социальных объектов (напомним, что материя и материальный мир существуют в виде материальных объектов). Социальные объекты многообразны: это и сами люди, и социальные группы, общественные учреждения, созданная людьми техника, предметы быта и т. д.

Принципиальное отличие социальных объектов от материальных объектов заключается в том, что социальные объекты представляют собой единство объективного и субъективного. В социальных объектах присутствует то, чего нет в природных объектах, – сознание, духовная жизнь людей. Социальные объекты имеют такие специфические черты, которыми не обладают никакие природные объекты, взятые в их самостоятельном, отдельном от человека бытии. Детализируем эту специфику.

Загрузка...