aktabs.ru

Проблема раннего взросления детей в годы войны. Почему в годы войны дети рано взрослели? Дети на войне произведения аргументы из литературы

В своем тексте А. П. Гайдар поднимает проблему переживания детьми военных лет.

Он рассказывает о событии, произошедшем на фронтовой полосе. Мальчишка лет пятнадцати хитростью хотел взять у солдат несколько патрон, сказав, что они нужны ему якобы «на память». Но на самом деле юноша хотел наравне с другими сражаться за Отечество.

Поэтому солдат, после длительных расспросов, дает мальчику целую обойму, взяв с него слово, что «каждая выпущенная пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону». Он понял, что на войну «уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны», а этот мальчик еще молод, но ловок и смел, и хочет помочь стране победить врага, так как «знает все лощинки и тропинки на сорок километров вперед».

Автор текста считает, что дети острее, чем взрослые, переживают события войны, что сброшенные бомбы имеют для всех одинаковую силу, поэтому дети с огромной жаждой стремятся помогать своей стране, зачастую даже участвуя в боевых действиях на фронте, прифронтовой линии и тылу.

Многие писатели затрагивали эту тему в своих произведениях. В книге А. Фадеева «Молодая гвардия» еще совсем юные ребята создают подпольную организацию для борьбы с фашистами на оккупированной территории. Они совершают множество подвигов прежде, чем их ловят вражеские солдаты. Но даже под жестокими пытками бойцы никого не выдали и героически погибли ради светлого будущего родной страны.

В произведении Л. Толстого «Война и мир» маленький Петя Ростов тоже рвется на войну. Он хочет совершить подвиг, стать героем. Для него война – это что-то торжественное и очень важное. Поэтому Петя хитростью попадает в партизанский отряд, где искренне стремится помочь всем солдатам и при любой возможности стремится попасть на фронт.

Таким образом, можно сделать вывод, что А. П. Гайдар прав. В годы войны не только взрослые, но и дети сражаются с врагом, остро чувствуя свою необходимость в защите Отечества.

Обновлено: 2018-03-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой соседки немного еды, Алёшка получает смертельную рану от руки хозяйки. Потеряв всех своих близких, Алёшка пытается найти хоть какую-то защиту. Находит её в лице политкома Синицына, который спасает мальчика от гнойной раны на голове. Узнав о том, что его хозяин (Алёшка устроился к хуторскому богачу Ивану Алексееву) вступил в сговор с бандитами, сообщает об этом политкому. Бандитов удаётся окружить в сарае. Алёшку Синицын посылает бросить гранату в оконный проём. Когда мальчик выдёргивает чеку, из сарая выходит человек, ведя ребёнка перед собой. Алёшка закрывает гранату своим телом. Синицын успевает выбросить гранату в сторону, но Алёшку всё же задевает осколком рядом с сердцем. Такое смелое решение способен принять только очень ответственный и по-настоящему взрослый человек.

2. М.А. Шолохов «Родинка»

Главный герой повествования М.А.Шолохова заполняет анкету: «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст - 18 лет». Мечтает Николай учиться в школе, получать образование, а вместо этого вынужден воевать, гонятся за остатками банды. Вот уже полгода он воюет лучше других, отважно и почти без урона ликвидировал две банды, не хуже любого опытного командира. Главарь банды, которую преследует Николка, – атаман уже одиннадцать лет воюет на фронтах. В последней схватке опытный старый вояка убивает юного Николку. А когда снимает сапоги, видит на щиколотке родинку, размером с голубиное яйцо, такую же, как у него самого. Понимая, что убил собственного сына, атаман вкладывает пистолет себе в рот и нажимает на курок. Война забирает людей без разбора, рушит самые прочные связи. Дети, юноши взрослеют быстрее, когда рядом ходит смерть.

3. В.Быков «Круглянский мост»

Главный герой повести юный партизан Стёпка Толкач идёт на серьёзное дело вместе с командиром Маслаковым и двумя взрослыми бойцами – Бритвиным и Шпаком. Ситуация оказывается весьма трагичной: Маслакова при первой попытке зажечь мост смертельно ранят, впоследствии он умирает. Командование на себя берёт Бритвин, бывший комбат, разжалованный за что-то, теперь желающий восстановить своё имя во что бы то ни стало. Он придумывает махинацию, в результате которой гибнет местный мальчик Митя и его конь. Стёпка понимает, что Бритвин не желает жертвовать своей жизнью или здоровьем, и обвиняет его в подлости. Бритвин не предполагая, что мальчишка способен раскрыть его замысел, бьёт Стёпку прикладом, а тот стреляет в обидчика. Бритвин стремиться скрыть этот инцидент, но Стёпка принимает отчаянное решение: он готов предстать перед судом, чтобы каждый (и он в том числе) понёс наказание по справедливости. Война – жестокое время, принятие ответственности на себя становится показателем взросления.

4. В.Катаев «Сын полка»

Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания. Мальчик спал и плакал во сне. Его сначала пытались отправить в детский дом, но после нескольких попыток поняли, что мальчик хочет остаться в отряде. Его приняли на довольствие. Ване дают задания, которые он успешно выполняет. Природная смекалка помогает ему в этом. Но однажды на батарею Енакиева, который, по сути, стал мальчику приёмным отцом, были брошены свежие силы фашистов. Желая спасти жизнь ребёнку, Енакиев даёт мальчику задание: доставить донесение в штаб. Ваня не знал, что командир батареи вызвал огонь на себя. И когда мальчик вернулся на место сражения, обнаружил, что все погибли и капитан тоже. Но он оставил письмо, в котором просил отдать мальчика в военное училище. Его волю выполнили. Ваня, узнавший с детских лет, что такое сражение, огонь вражеских батарей, стал не по-детски взрослым.

Здесь вы найдете наиболее актуальные проблемы, касающиеся процесса взросления, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из них подобраны литературные аргументы из разнообразных книг. Таблицу со всеми ними вы можете скачать в конце статьи.

  1. И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» затронул проблему взаимоотношения старого и нового поколений. Главный герой, молодой нигилист Евгений Базаров, противостоит дворянину Павлу Кирсанову и собственным родителям. Павел Петрович активно защищает старые устои, в то время как Евгений старается их разрушить, чтобы построить на этом месте новые. Представители разных поколений спорят буквально обо всём. Родители Евгения переживают из-за того, что не могут найти общий язык с сыном. Когда он умер, они приходят на его могилу и сильно жалеют о случившемся несчастье, ведь какими бы ни были взаимоотношения, родители почти всегда любят детей больше всего на свете.
  2. Конфликт поколений можно встретить в драме А. Н. Островского «Гроза» . К старому относятся Кабаниха и Дикой. К новому - Катерина, Варвара, Борис и Тихон. Из-за морального угнетения со стороны свекрови главная героиня Катерина чувствует себя несчастной, одинокой, замученной, и это подавленное состояние толкает её на измену. Её муж слаб, у него нет силы воли, поэтому он оставляет жену наедине с проблемами, а сам идет в кабак. Это только усугубляет положение молодой женщины. Борис тоже оказывается слабовольным, поэтому не может взять на себя ответственность за любовь. Дикой плотно держит его в тисках, не желая нарушать старые порядки, а именно – держать отроков в строгости. Героиня, оставшись в одиночестве, не в силах вынести такой жизни, поэтому бросается с обрыва. Тихон лишь после смерти Катерины находит в себе силы обвинить мать в случившемся. Этот пример показывает, что не правы обе стороны конфликта, и очень важно научиться вовремя осознавать свою неправоту и находить компромисс.

Процесс взросления

  1. Процесс взросления хорошо описан в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Главный герой, Пётр Гринёв, в начале произведения был неопытным мальчишкой. Начал играть в карты, сильно обидел наставника Савельича, который относился к нему, как к родному. Однако позднее Пётр вырос и превратился в благородного и сильного мужчину. Больше всего этому поспособствовали чувства к Марье Мироновой и крестьянская война, в которой необходимо было принимать взрослые и ответственные решения. Из отрока, который только гонял голубей по двору, он вынужден был вырасти, ведь прямо перед ним вершилась судьба России, а также нуждалась в помощи любимая женщина. Под влиянием этих обстоятельств герой вспоминает завет отца: «Береги честь смолоду». Руководствуясь ими, он доблестно служит императрице и спасает свою любовь.
  2. Процесс взросления описывается в серии эпических фэнтези-романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня» . Одна из героинь, Санса Старк, в детстве была наивной и легкомысленной. Мечтала уехать из родного северного Винтерфелла на юг, выйдя замуж за знатного лорда, принца или короля. Однако позднее девушка оказалась в окружении врагов и поняла, что самое главное - это семья. Поэтому им, северянам, необходимо держаться вместе. После того, как Сансу дважды выдали замуж против воли, она стала сильной и смелой. Даже смогла отомстить мужу, который над ней издевался и убил её брата. Это значит, что несчастья заставляют людей взрослеть.
  3. Раннее взросление

    1. Проблема раннего взросления затронута в произведении А. П. Платонова «Возвращение» . Алексей Иванов возвращается домой после войны и видит, что место главы семьи занял его одиннадцатилетний сын Пётр. Автор отмечает, что мальчик казался старше своего возраста. Он был похож на маленького, небогатого, но исправного мужичка. Жизнь без отца научила его самому быть опорой для матери и сестры. Из этого примера следует, что на раннее взросление влияют условия жизни и воспитание. Если бы герой изначально не заложил нравственные основы в семье, то и сын его под давлением обстоятельств не выдержал бы испытаний.
    2. Проблему раннего взросления описывает Джоан Роулинг в произведении «Гарри Поттер и философский камень». Главный герой, мальчик одиннадцати лет, вырос без родителей в доме тёти, дяди и двоюродного брата. К нему относились, как к прислуге, и не считали нужным радовать подарками. Однажды Гарри подарили на день рождения зубочистку, а про одиннадцатилетие и вовсе не вспомнили. Мальчик с малых лет понимал, что может рассчитывать только на себя. Таким образом, он рано повзрослел из-за того, что остался без родной семьи в окружении равнодушных к нему людей. Однако необходимо учитывать, что Гарри был изначально воспитан правильно, поэтому такие обстоятельства не сломили его, а закалили дух.
    3. Последствия плохого воспитания

      1. Проблему плохого воспитания раскрыл Д. И. Фонвизин в произведении «Недоросль» . Помещица-крепостница Простакова совершенно не занимается воспитанием сына. Учителя наняты лишь для престижа. Мать ни во что не ставит подчинённых и грубо с ними обращается, пытается выгодно женить сына. Итог: Митрофанушка в свои 15 лет не умеет ни читать, ни писать, ни считать, ни вежливо разговаривать. Он глуп, как и Простакова. Мальчик плохо воспитан, дерзит даже матери. Отсюда известная фраза: «Вот злонравия достойные плоды». Сама героиня вела себя отвратительно и невежественно, поэтому ее сын впитал только пороки, присущие ей, а добродетели ему неоткуда было взять.
      2. Проблему плохого воспитания затронул Оскар Уаильд в произведении «Портрет Дориана Грея» . Дориан познакомился с Генри Уоттоном, который начал постепенно развращать юношеский разум. Встать на кривую дорожку молодому человеку также помогло неожиданно исполнившееся желание — чтобы портрет старел с годами вместо него. Дориан поддавался искушениям, творил ужасные вещи и поплатился за это. А всему виной необдуманные советы Генри Уоттона. Из этого можно сделать вывод, что воспитание играет важную роль в жизни человека.
      3. Желание детей стать старше

        1. В детском произведении «Коты-воители. Знак трёх» Эрин Хантер пишет о котёнке Львёнке, который мечтал повзрослеть и стать оруженосцем. Позднее это произошло, и ему дали новое имя - Львинолап. Он упорно тренировался, чтобы стать лучшим во всём. Бегал, прыгал, дрался, отрабатывал боевые приёмы, старался отличиться перед старшими, стремился к тому, чтобы родители им гордились. Маленькие дети тоже мечтают вырасти и получить престижную профессию. Это нормальное желание, которое не стоит критиковать или пресекать. Главное, чтобы ребенок не поступал опрометчиво, подражая не тому примеру.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Важская основная школа»

I I школьная конференция учебно-исследовательских работ

Дети войны

Выполнил: ученик 5 класса

Шидровской основной школы

Бабаков Олег Андреевич.

Руководитель: учитель

Шидровской основной школы

Чернышёва Татьяна Витальевна .

Шидрово

2015

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3 стр

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5 стр

    Дети на фронте и в оккупации

    Дети – узники концлагерей

    Дети в тылу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 стр

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13 стр

ВВЕДЕНИЕ

Почти 70 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой она не коснулась. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.

Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы. Дети войны… Они хорошо помнят Великую Отечественную, хотя в начале ее им было 5, 8, 12 лет. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед. Поколению, рожденному в 30-е, суждены были великие испытания. Это поколение внесло свой вклад в Победу. В годы войны тысячи ребят сражались: одни – на фронте, в действующей армии, другие – в подполье и партизанских отрядах. Миллионы 12-13 подростков становились к станкам. Нелегко пришлось обыкновенным мальчишкам и девчонкам. Война наложила отпечаток на всю их дальнейшую жизнь и судьбу.

Мы с интересом читаем и слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах. Их, к сожалению, остается все меньше и меньше среди нас. Много книг написано про страшные бои, про героев войны, но немного сказано про детей войны – про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной. Они не награждены за это орденами и медалями. Они просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили электростанции, проложили железные дороги…
Я задался вопросом: кто они – дети войны, мои ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Я понял, что моих знаний по проблеме недостаточно, так как на уроках в школе этот вопрос не поднимался. Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы с моим руководителем решили провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что приближается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, а людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, и их воспоминания чаще всего не записаны.

Цель: изучить жизнь детей и подростков нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2. Попытаться раскрыть проблему детского патриотизма и героизма в годы войны.

3. Изучить степень участия детей и подростков в событиях ВОВ.

4. Составить список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся 2-6 классов.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования:
жизнь и роль детей в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования:
поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Методы исследования:
чтение и анализ книг и ресурсов Интернета, размышления, беседа.
Значимостью работы
является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках в 1-6 классах и на внеклассных занятиях. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исторический обзор по проблеме исследования

Тема детей и войны является, на наш взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.
На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы. В литературе тема войны и детей стала развиваться в 60–е- годы.
Разве эти дети не образцы поведения для современной молодежи? Почему же сегодня мы про них ничего не знаем? Почему в школьных учебниках истории нет и строчки о пионерах – героях?

Наши родители читали и перечитывали названные книги, старались быть похожими на юных героев войны. К сожалению, в современное время ценности изменились. В учебниках литературного чтения, литературы практически не осталось произведений о детях войны, по телевизору не увидишь фильмы про юных героев, да и читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.

Дети войны… Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1941 год, украли детство. Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:

    Дети на фронте и в оккупации.

    Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.

    Дети в тылу.

"Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети на фронте и в оккупации

В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. В те суровые годы погибло около четырех миллионов детей. Звание "сын полка", не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами, ординарцами, а также сапожниками, портными, поварами, подпольщиками.

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и другие.
Поколению наших родителей и некоторых учителей, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги, и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Сейчас же мало кто скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Тогда как для поколения детей 70- 80 годов они были образцом для подражания.

Володя Дубинин

Родился в 1927 году в городе Керчи Крымской области. Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Володя был связным и разведчиком в каменоломнях - этой подземной крепости, около двух месяцев отчаянно сопротивлявшейся гитлеровским захватчикам. Оккупанты вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Успел предупредить командование отряда о затоплении каменоломен, приносил в отряд ценные сведения о расположении вражеских частей, о количестве гитлеровских войск, подносил партизанам боеприпасы.

После освобождения Керчи частями Красной Армии саперы принялись разминировать территорию вокруг каменоломен. Владимир вызвался помогать им. Там юный герой погиб, подорвавшись на мине. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалёку от каменоломен. Посмертно он был награжден орденом Красного Знамени.

Марат Казей

Родился в 1929 году в Белоруссии в крестьянской семье. За связь с партизанами его мама была схвачена, и вскоре Марат узнал, что её повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам и стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Он несколько раз ходил в атаку, десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные, неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. Погиб, взорвав себя вместе с немцами, когда попал в засаду, возвращаясь из разведки.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Марат Казей похоронен в родной деревне. Награжден Орденом Ленина, Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги». За мужество и отвагу пионер Марат Казей 8 мая 1965 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Леня Голиков.

Родился в 1926 году в Новгородской области. Когда началась война, и фашисты заняли Лёнино село, он не захотел трудиться на гитлеровцев и ушел в партизанский отряд.

Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Находясь в разведке, Голиков застрелил из автомата немецкого генерала, а генеральский портфель с очень ценными документами доставил в штаб. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. Больше месяца выходили они из окружения. Когда, казалось бы, все осталось позади, нашёлся предатель, сообщивший немцам о партизанах… Из 50 человек в живых осталось только шестеро. Среди павших был и Леня Голиков.

Похоронен на родине - в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области.

Награжден Орденом Ленина, Орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени, медалью «За отвагу».

Зина Портнова

Родилась в 1926 году в городе Ленинграде.

В июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню. Ей было пятнадцать... Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом. Ей удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. Позже Зина была схвачена, её просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли, спокойно расти в мирное время.
Валентин Котик - подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.

Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.

Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.

Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.

Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ожесточенных сражениях с немецко-фашистской армией у детей и подростков ярко проявились высокие боевые и моральные качества советских воинов, организаторский талант и мастерство командиров всех степеней, их умение творчески применять передовую советскую военную науку и искусство. Советские дети, находившиеся на захваченной врагом территории, проявляли массовый героизм, самоотверженность и стойкость в непримиримой борьбе против фашистов.


Дети блокадного Ленинграда

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах. Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города.
Детям было хуже, чем взрослым. Зимой 1941- 42 гг. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества. Смерть входила во все дома. От холода и голода люди умирали прямо на улицах. За водой ходили на реку. Дети получали в день всего лишь 125 граммов хлеба! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, варили и употребляли их в пищу. Ели домашних питомцев. Я прочитал историю, как домашний кот спас жизнь маме и дочери, потому что ночью согревал их, а днем приносил птиц, крыс, мышей, которых они ели.

Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: «28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша, Мама-15 мая». А потом без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» Не удалось спасти и саму Таню, даже после того, как ее вывезли из блокадного города.
Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться. 1 июля 1944 года она умерла.

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней.

Дети-узники.
В фашистских концлагерях содержалось более 20 млн. человек из 30 стран мира. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них, конечно же, были и дети – около 2 млн. человек.
Заключенных избивали дубинками, внутри которых были железные болты. Каждый день ранним утром эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из-под овощей, прорезав дыры для рук и головы.

Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими - то семенами. Естественно, многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения.

Фашисты использовали малолетних узников в качестве рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом.
Как свидетельствуют бывшие узники, дети нередко становились донорами. Заборы крови делали прямо в бараках. Заходил врач, указывал пальцем на ребенка. Никто и не думал сопротивляться, ибо били сильно, да и просто особых сил не было (скудное питание, истощение). Цинично, систематически, пунктуально высасывались тельца белорусских, русских детей, спасая и омолаживая высших офицеров фашистской армии. Они, бывшие малолетние узники, продолжают жить с истерзанным сердцем, воспаленными почками, дышать одним легким. Здоровье осталось в концлагерях.

Дети в тылу

С первых месяцев войны численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Подростки старались работать за себя и старшего товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы.

Тысячи школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт рабочих, встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение “Молодёжь - на производство! ”. В это движение быстро включились дети и подростки.

Нам показалась интересной история, как фашисты попробовали «тульских пряников». Трудился в Туле на кондитерской фабрике Ваня Колосов. Изобретательный он был паренек. Как-то явился Ваня в цех, где теперь производили мины. Под мышкой у него была папка. Раскрыл он ее, а в ней наклейки от коробок, в которые упаковывали на фабрике тульские пряники. Подошел Ваня к готовым минам и прилепил к ним наклейки. На каждой мине теперь было написано «Тульский пряник». Ушли мины на передовую к защитникам города. Смеются красноармейцы: «Ай да сюрприз фашистам! Ай да «гостинец» фрицам!» Понравилось советским солдатам выражение «тульский пряник». Все, что из Тулы приходило теперь на фронт, - снаряды, патроны, минометы, мины – стали называть тульским пряником.
Дети работали и на полях. В деревнях сложилась тяжелейшая обстановка уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания.

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно – Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги подростки помогали приобретать танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их воинам действующей армии. Пионеры и школьники приняли самое активное участие по сбору теплых вещей для воинов – фронтовиков.

Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они тяжелораненым читали книги, письма, писали письма их родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами. Серьёзность, старательность детей вызывали у раненых не только волнение, но и уважение и ним.

Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Советские школьники берут на себя заботу о семьях бойцов, сражающихся с гитлеровскими бандами. Они – частые гости в семьях красногвардейцев, ухаживают за детьми, когда матери уходят на работу, следят за порядком и чистотой в квартирах, работают на огородах.

В Виноградовском районе дети тоже немало делали для фронта. В районной газете «Лесная правда» в ноябре 1941 года есть заметки о том, что школьники Устьваеньгской школы помогают семьям красноармейцев, а именно подвозят и распиливают дрова, а учащиеся Нижневаеньгской школы внесли деньги на постройку танковой колонны «Юный патриот Родины». В июне 1942 года воспитанники детского сада села Семеновское (в настоящее время п. Двинской Березник) дали концерт, а вырученные деньги передали на постройку самолета. Дети старались делать все для Победы!

Хоть и не было в нашем районе военных действий, жили тяжело, впроголодь. Мой дед, Котов Виталий Алексеевич, родился в 1938 году. Когда началась война, ему не было ещё и трех лет, поэтому начало войны он не помнил. А вот о последних годах войны он рассказывал, что есть было нечего. Ели мерзлую картошку, картофельные очистки, крапиву, лебеду. Когда пекли хлеб, в тесто добавляли мох. Из обуви были только валенки. Как только сходил снег, дети бегали босиком. Но и в таких условиях дети и подростки помогали взрослым.

Таким образом, в таких формах детских пожертвований, в самоотверженном труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, единство, сплочённость и дружба юных советских граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большим испытанием явилась война для детей и подростков нашей страны, которые не только перенесли горечь утраты родных и близких, претерпели не только величайшие лишения и трудности военного времени, но и прошли сквозь все тяготы и невзгоды фронтовой жизни. А дети, работавшие в тылу страны, вынесли на своих плечах основную тяжесть труда на производстве и в сельском хозяйстве. Великая и благородная цель: защитить мирный труд, свободу и независимость Страны Советов - двигала всеми помыслами и свершениями советских детей, помогла им преодолеть все трудности и невзгоды, навязанные войной.

Дети войны… Кто спасал, согревал, утешал их тогда? Имен не перечесть, но память сохраняет все. Сегодня они - последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого… Дети войны, низкий вам поклон!

Через исследовательскую работу мы поняли, что:

1. Проблема детского героизма в годы ВОВ в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает всё большую значимость.

2. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «…мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т. е. из чувства любви и долга перед Отечеством.

3. Проанализировав рассказы о нелегкой доле узников, работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.

В начале исследования мы предположили, что тема «Дети войны» недостаточно освещена в детской литературе. Наше предположение не подтвердилось. Мы выяснили в ходе исследования, что о детях войны создано немало художественных произведений. Большая их часть появилась в 40-60-е годы. В центре внимания оказались темы патриотизма и борьбы за мир.
Мы хотим продолжить работу над темой – составить при помощи библиотекарей школы и поселка рекомендательный список литературы о Великой Отечественной войне для чтения младшими школьниками и сверстниками.
Газета «Двиноважье» № 97 от 13.12.2014 г. и № 4 от 20.01.2015 г

Алексеев С.П . Сто рассказов о войне – М.: Детская классика, 2010. – 250 с.

Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына. - М.: Детская литература, 1977. - 480 с.

    Катаев В.П. Сын полка – М.: Детская литература , 1981. – 38 с.

    Миксон И.Л. Жила – была – М.: Детская литература , 1991. – 117 с.

    Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны. – М.: “Дрофа-Плюс”, 2012 – 64 с.

Дети и война - несовместимые понятия. Сколько ребят пострадало в годы Великой Отечественной войны! Многие из них оставались сиротами и были вынуждены скитаться по земле в поисках пропитания и крыши над головой. Не всем удавалось выжить, они умирали в столь юном возрасте, не увидев жизни. Этому есть доказательство во многих литературных произведениях.

В повести Шолохова «Судьба человека» у главного героя Андрея Соколова во время войны умирают дети. Они мирно жили в своей деревне, но из-за снаряда, который попал в их дом, умерли все, от семьи и жилища главного героя осталась только большая яма. Но после этого Соколов не стал жестоким и беспощадным, он не потерял любовь к детям, он остался человеком. После войны он увидел мальчика Ваню, у которого война забрала родителей. Мальчик постоянно ждал, что к нему приедет папа, и они будут жить вместе, и вот главный герой решил стать для этого мальчика папой. Он просто сказал, что он, это его папа, а мальчик поверил. Забота о мальчике помогла ему вернуться к жизни, он снова стал нужным, его боль после потери семьи постепенно начала затухать. А к мальчику снова вернулось детство, он начал играть в песочнице и улыбаться, быть непосредственным.

В повести В.Катаева «Сын полка» показана судьба мальчика Вани Солнцева, во время войны его родителей убили, и он остался совсем один. Долгое время двенадцатилетний ребенок скитался по земле в поисках еды и крова. Мальчику повезло, в лесу его нашли разведчики и забрали к себе. Наконец-то Ваня снова сыт, чист и одет! Он стойкий и выносливый, вместе с бойцами Ваня рвется на выполнение заданий, никогда не жалуется на свою судьбу, он настоящий будущий герой. Ваня обаятелен, и все бойцы любят его. Капитану Енакиеву он напоминал его погибшего сына, он даже планировал усыновить Ваню, к сожалению, этого не произошло, в одном из боев капитан был убит. В этом сражении мог погибнуть и сын полка, его спас Енакиев, он послал его с запиской в штаб, благодаря этому Ваня остался жив. По просьбе капитана Ваню Солнцева отправили в суворовское училище. В своей повести В.Катаев показывает, как безжалостна война ко всему живому, детей она оставляет без родителей, у родителей забирает детей. Показывая беспощадность войны, автор хочет, чтобы читатель понял, что война - это горе, боль, смерть, чтобы предотвратить новые войны.

В рассказе В. Богомолова «Иван» описывается военный путь двенадцатилетнего мальчика Ивана Бондаренко. В первый день войны погиб его отец, на его руках умерла его младшая сестра, мать пропала. В столь юном возрасте Ваня потерял самых родных и близких ему людей, их отобрала у него война, она поселила в нем ненависть к врагу. Мальчик воевал с партизанами, затем попал к разведчикам, он выполнял такие сложные задания, которые не могли выполнить даже взрослые бойцы. Он несколько раз пробирался на территорию врага и добывал необходимые сведения для разведки. Уже в двенадцать лет он получил медаль «За отвагу». Война лишила мальчика детства, счастья, спокойной жизни, в нем нет детской непосредственности и непредсказуемости. Иван перестал быть ребенком, он стал храбрым и смелым бойцом, у него была единственная цель - отомстить врагу за смерть близких. Иван Бондаренко был расстрелян немцами. В. Богомолов показывает жесткость войны по отношению к маленькому ребенку, ее беспощадность по отношению ко всему живому.

Война лишает ребенка детства, возможности мечтать, играть со своими сверстниками, быть ребенком. Она разрушает детям жизнь, убивает в них веру в добро и счастье, Война заставляет ненавидеть, мстить и убивать.

Загрузка...