aktabs.ru

Понятия о добре и зле детям. Добро и зло глазами детей и взрослых. Чёрное и белое? Добро и зло

  • Карпова Ирина Игоревна , студент
  • Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского
  • Чалкова Галина Валерьевна , студент
  • Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
  • СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
  • СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
  • ОПРОС
  • ОБЩЕНИЕ

Статья посвящена формированию представлений старших дошкольников о добре и зле как условие социальной адаптации. Особое внимание уделено важности формирования данных понятий у детей подготовительной группы. В статье подчеркивается, что общение дошкольников в этом возрасте имеет социальную направленность, но система ценностей у детей еще не совсем сформирована.

  • Изучение показателей физического развития школьников и студентов
  • Характеристика физического развития учащихся коррекционной школы
  • Игрофикация внеучебных мероприятий как метод формирования навыков эффективного финансового поведения студентов
  • Интерактивные технологии на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной мотивации учащихся средней школы
  • Хоровое пение как один из ведущих видов учебной музыкальной деятельности школьников

Каждый день человек сталкивается понятиями добра и зла, оказывается в ситуации выбора, совершает добрые или злые поступки. Мы думаем, что понимаем, когда человек поступает хорошо, а когда он поступает плохо. Система ценностей - понятие, обозначающее комплекс сформировавшихся у человека представлений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок») . Люди опираются на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

С древнейших времен до современного этапа развития общества понимание добра и зла постоянно исследовалось и менялось. Тем не менее точных, общепринятых определений понятий добра и зла на данный момент не существует. Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста в современных условиях социально-экономического развития общества. Формирование этих представлений у дошкольников мы рассматриваем как одно из условий успешной социальной адаптации . Ребенок, имеющий некую систему ценностей, понимает, что такое хорошо, что такое плохо, ориентируется в своем поведении на это знание, может оценить свои поступки, сверстников, старается регулировать свое поведение.

Понятия о добре и зле стихийно формируются у детей с самого детства. Ведь добро начинается тогда, когда на свет появляется ребенок. В дальнейшем на формирование представлений о добром и злом в сознании ребенка большое влияние оказывает социальный фактор – семья, детский сад, школа, вуз. В семье закладываются первоначальные основы личности. В.А. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени» .

В настоящее время проблема формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста стала наиболее актуальной и значимой, в связи с требованиями предъявляемыми Законом РФ «Об образовании» и ФГОСами ДО к воспитанию личности.

Проблема понимания, соотношения и изучения понятий добра и зла интересовала людей с давнего времени. Проблемой изучения занимались многие учёные, такие как Аристипп, Эпикур, Бентам, Вольтер, Аристотель, Дьюи, Пирс, Милль, Айер, Расстел, Стивенсон, Кант, Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Бубер, Сартр, Марсель, Камю, Фрейд, Фромм, Хорни и многие другие. Все они внесли большой вклад в понимание данной проблемы.

В своей работе мы бы хотели изучить формирование представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий социальной адаптации. Основным методом в нашей работе стал устный опрос - один из самых распространенных методов получения информации.

Учитывая специфику наших испытуемых – детей дошкольного возраста, мы придерживались следующих правил:

  • при составлении опроса важно, чтобы вопросы были просты, понятны и в тоже время не содержащие подсказок и указаний на конкретный тип ответа;
  • прежде чем начать опрос, нужно дать ребенку приспособиться к новой обстановке и расположить ребенка к себе приветливой мимикой и добрыми словами;
  • во время опроса не должно быть посторонних, исследователь должен быть один на один с отвечающим;
  • разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно. Желательно в начале опроса предлагать лёгкие вопросы, затем трудные;
  • если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие. Проявлять недовольство;
  • после каждого вопроса необходимо похвалить ребенка за его ответ;
  • интервью должно длиться 5-15 минут,не дольше, так как после этого времени у детей снижается интерес и устойчивость внимания;
  • при опросе детей, необходимо убедиться в правильном понимании ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы;
  • после окончания опроса диагност должен дать положительную оценку деятельности ребенка. (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)

В нашем исследовании участвовали 17 детей из подготовительной группы. В ходе устного индивидуального опроса детям задавали следующие вопросы:

  • Что такое добро. Что такое зло?
  • Какого человека мы называем добрым, какого злым?
  • Ты считаешь себя злым или добрым? Почему?

Обратимся к анализу результатов.

На вопрос 1 дети ответили следующим образом: (см.Приложение №1)

  • 24% сказали что, добро – никого не обижать, не жадничать, делиться, дарить подарки;
  • 43% понимают добро как помощь родителям, хорошее поведение, совершение добрых поступков;
  • 33% детей понимают добро, как дружбу,игру с другими, веселье;

Зло дети понимают как противоположность понятия добра.

Анализируя ответы детей на первый вопрос, можно прийти к выводу, что для детей изучаемые понятия имеют социальную направленность. 57% опрошенных детей считают, что добро и зло – понятия определяемые общением с окружающими людьми и социально приемлемым поведением. 43% детей характеризуют данные понятия общением с близкими взрослыми. Исходя из ответов детей, можно убедиться, что данные понятия для детей старшего дошкольного возраста в первую очередь социально ориентированы.

Приложение №1 Зло – наоборот

На второй вопрос дети ответили что добрый/злой человек это тот кто: (см.Приложение №2)

  • 31% детей ответили, что добрый/злой человек это тот кто помогает другим, играет с ними, любит окружающих, никого не обманывает /вредит окружающей его природе, смеется над другими, обижает других;
  • 23% детей ответили, что добрый/злой человек это тот кто со всеми дружит, всегда придет на помощь, честный и добрый, со всеми делиться /жадничает, дерется, смеется над другими, всем мешает;
  • 15% под добрым и злым человеком понимают героев родного края - Илью Муромца /Соловья Разбойника;
  • 7% сказали добрый/злой человек это тот кто делиться игрушками конфетками /кидает фантики на улице, обижает других;
  • 24% сказали добрый/злой человек это тот кто ни с кем не дерется, помогает маме и папе /дерется, обижает других, жадничает, не помогает.

Приложение №2

Ответы на второй вопрос так же носят социальный характер. Большинство опрошенных наделяют доброго человека коммуникативными качествами, героизмом и щедростью; злого - насмешливостью, грубостью и неуважением к окружающим. Остальные дети подчеркивают важность общения с родителями. Сформированность представлений о добром или злом человеке – необходимое условие социальной адаптации детей, так как малыш должен научиться разбираться в людях и находить с ними общий язык.

На последний вопрос дети ответили, что они считают себя добрыми, и объясняли это тем что: (см.Приложение №3)

  • они помогают маме и папе (50%ответов);
  • они честные, делятся игрушками, никого не обижают, не жадничают(33%ответов);
  • они тихие и послушные (8% ответов);
  • они хорошие и их всегда хвалят(9%ответов);

Приложение №3

При ответе на третий вопрос 100% опрошенных нами детей назвали себя добрыми. Из диаграммы видно, что на первый план выходят семейные ценности (50% всех опрошенных ответили, что они добрые потому что помогают маме и папе), а общение со сверстниками и личностные особенности детей (честность, послушность и примерное поведение, щедрость и др.) отходят на второй. Примечательно, что дети без особых затруднений высказали свое понимание добра и зла, они с радостью шли на контакт с нами, смогли отнести себя к одной из предложенных категорий.

Таким образом, проанализировав результаты всех ответов детей по составленным нами вопросам, можно прийти к выводу, что общение дошкольников на этом этапе развития имеет социальную направленность, но система ценностей у детей еще не сформировалась. Мы выяснили, что на первый план для дошкольников выступают отношения со сверстниками, а отношения с родителями постепенно отходят на второй план. У старших дошкольников еще не устоявшаяся система представлений о добре и зле. В дальнейшем с помощью бесед, личного опыта и специализированной литературы педагог поможет ребенку сформировать полноценное развитие системы понятий добра и зла и системы социальных ценностей, которые в будущем помогут ему адаптироваться в социуме.

Список литературы

  1. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с, ил.
  2. Немов Р.С. Психология Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение,1995.- 496с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
  4. Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/

Внеурочное занятие "Злой плачет от зависти, а добрый от радости" для младших классов

Ляпина Виктория Олеговна, студентка Социально-педагогического колледжа г.о. Самара
Описание: Данная разработка может быть использована учителями начальных классов и воспитателями для проведения внеклассного мероприятия.
Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.
Задачи:
расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
формировать потребность совершать добрые дела;
формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
развивать творческие способности учащихся.
развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Ход занятия


Учитель
Добрый день ребята! Наше занятие я сегодня хочу начать со стихотворения. Послушайте его и подумайте какова тема нашего занятия?
Чтец 1
Однажды с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше - я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
Добро от такого шатнулось немного:
«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон».
«А мне наплевать на Него не боюсь я,
Его добрых чар, потому что мне грустно,
Когда кто-то делает только добро.
Пойду я» - «Иди, но запомни одно –
Нас больше и этим все решено!!!»
Учитель:
Догадались? Правильно. Сегодня мы поговорим о добре и зле.
А какие бы вы дали определения добру и злу? Я предлагаю сейчас каждой
паре подумать над этим и вместе дать эти определения.
Работа в парах.
(Дети дают определения).


Игра «Продолжи фразу»
А теперь послушав всех ребят, давайте вместе продолжим фразу:
Добро- это…
Зло- это…
Учитель
В словаре Даля имеется слово «добро». Определение имеет следующий вид: В духовном значении добро можно определить как благо. Это, в свою очередь, означает нечто полезное и честное, чего требует человеческий долг.
Для человека естественно желать добра и красоты. Каждый человек остро чувствует необходимость в чем-то хорошем, что может принести ему счастье. Желать чего-то доброго - это врожденная потребность человеческой природы, которая является постоянной и стабильной.

Зло – это понятие, противоположное добру. Оно довольно обширное и включает в себя множество более мелких «составляющих». Зло имеет свои «идеалы», к коим относятся насилие, ненависть, разрушение, гнев, ограничение свободы против воли человека, терроризм, зависть, страх, ложь, гнев и др. Если рассматривать зло не так обширно или абстрактно, то его обозначение можно сформулировать, как нанесение живым существам страданий любыми способами (как физических, так и моральных).


Послущайте притчу:
Притча «О плохом и хорошем»
О плохом и хорошем Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину». Прошло еще несколько дней, и они оказались у
оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся.
Как вы думаете, почему человеку очень хочется помнить о добре и быстрее забыть о зле?
(Ответы детей)
Чтец1:
Доброта
Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби сплеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться.
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И, чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
(Асадов Эдуард)
Учитель:
Быть добрым, значит быть терпеливым, отзывчивым, чутким, внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям, да и миру в целом.
Прежде, чем ответить на вопрос легко ли быть добрым, можно задаться противоположным вопросом: а легко ли быть злым?
Да точно также нелегко и непросто, как и быть добрым. Ведь творить добро значит, в какой-то степени постоянно находиться между хорошим и плохим, в поисках золотой середины. И то и другое тяжело дается, если ты не расположен к этому, не умеешь этого и не пытаешься этому учиться. И хорошо бы не уметь и не учиться, не брать пример и не подавать самому пример озлобленности другим. А всем сердцем хотеть учиться доброте. Это и легко и сложно одновременно, потому что все мы живые люди и не можем круглосуточно быть добрыми для всех и каждого. На это просто не хватит жизни, тем более что она весьма и весьма коротка.
Значит все же добрым быть легко именно тогда, когда перестаешь думать только о себе самом. И начинаешь думать о других и о матушке природе живой и очень терпеливой, но если ее не беречь, то и ее доброте придет конец. Ведь добро сохраняется и преумножается там, где его ценят и берегут, передавая другим.
Учитель
Существует такая поговорка: Злой плачет от зависти, а добрый от радости". Как вы ее понимаете?
Предлагаю составить синквейн "Добро" и "Зло"
(Команды по желанию составляют по одному определению синквейн)

1.Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

2. Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро - забудь, получив - помни.
Польза.

3. Зло
Коварное, беспощадное
Убивает, портит, загрязняет
На нём далеко не уедешь!
Одиночество
Учитель
Каждая команда представит свой вариант и объяснит.
(выступление команд)
Чтец2:
Добрых людей, как всегда, не хватает…
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
(Генрих Акулов)
Чтец 3:
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
Игра « Разноцветные капельки»


- На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое.
- Давайте закрепим их на доске.
(Дети свои капельки закрепляют на доске)
- Получился дождь зла.
- Может ли добро победить зло?
(Ответы детей)
- Как сделать, чтобы добро победило зло?
(Ответы детей)
- Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (Дети выполняют задание)
- Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их.
(Дети по очереди закрепляют свои капельки)


Учитель:
В сказке всегда добро побеждает зло. У нас с вами получилось так же.
Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно много раз говорить о том, что жалко стариков, а самим никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, всегда говорить о том, что нужно заботиться о природе, при этом проходя мимо урны для мусора и бросать его где попало. Все зависит только от самого человека.
Игра: «Ручей доброты»
-Сейчас я вам раздам голубые полоски бумаги – это будут маленькие ручейки.
-Что вы можете сделать для окружающих? (напишите на полосках о своих добрых делах)
Из полосок собираем ручей.
-Маленькие ручейки слились в большую реку доброты. Возле доброй реки растут и цветы, и травы, и деревья, к реке тянутся и люди, и птицы, и животные.


Учитель
Сейчас я вас познакомлю с притчей «Осколки доброты".
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие - то предметы и перекладывала их в сумку. Подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя он узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.


-Почему старушка подбирала стекла? О каком качестве человека говорит такой поступок?
-Если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
Чтец 1:
В этот необычный день добрее
Станет каждый в мире человек.
Пусть же обнимает мир скорее
Теплоты душевной чистый снег!
Потекут слова любви, заботы,
Словно в марте из берёзы сок,
И шепнёт на ушко Богу что-то
Ласковый, смешливый этот вот стишок.
И тотчас - польётся с неба свет,
Объявляя злобе горькой:«Нет!»
Учитель:
Доброта - это качество, излишек которого никогда и никому не повредит. Быть добрым - это значит относиться к окружающим с пониманием, уважать других людей и считаться с их мнением. Добрый человек - это сильный человек, он всегда поможет другим людям. С таким человеком приятно общаться, дружить. Добрые люди как бы притягивают к себе других людей. В жизни любому человеку, где бы он ни находился, всегда предоставлена возможность делать людям добро: помочь соседке донести сумку или пропустить в очереди женщину с ребенком; уступить место в транспорте или сходить в аптеку за лекарством для соседа; да и просто улыбнуться.
Добрым людям легче жить в обществе, потому что у них больше друзей и знакомых. Им легче найти общий язык с кем-то, решить не только свои важные проблемы, но и чужие. У доброго человека большое сердце. Его хватает на всех. Оно, как и океан, никогда не замерзнет. Но иногда сердце начинает болеть. Делая человеку что-то хорошее, мы чаще всего ожидаем такого же отношения к себе. Но жизнь устроена по-другому. Нередко доброе отношение к себе человек воспринимает как должное, а сам ведет себя так, как ему хочется. Страшно, когда некоторые люди пользуются добротой других для достижения своих целей. Они знают, что добрый человек не сможет отказать и даже может пожертвовать собой. Иногда из-за желания помочь, обеспокоенности проблемами других человек может сам пострадать. Но несмотря ни на что мы должны всегда стремиться быть добрыми. Народная мудрость гласит: «Получив добро, помни, а сделав - забудь». Тот, кто делает добро другому, делает добро и себе: сознание содеянного добра уже само по себе является достойной наградой.
Быть добрым намного приятнее, чем быть злым. Быть добрым человеком, находясь с добрыми людьми, легко, но быть добрым всегда и со всеми сложнее, хотя это необходимо. Без доброты, сочувствия, сопереживания, милосердия мир существовать не может. Доброе отношение к людям может изменить нашу жизнь. Доброта ассоциируется с легкостью и с лучиками солнца, которые согревают самого человека и других людей. Радуйтесь жизни! Дарите свое тепло и улыбки окружающим: родным и незнакомым людям, счастливым и одиноким, удачным и потерявшим надежду. Не пропускайте случая, чтобы сделать добро, и помните слова А. П. Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».
Учитель:
И подвести итог нашего занятия хочется строчками А.Лесных
Чтец 3
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.

Предварительный просмотр:

Тема: «Добро и зло»

Цель: формирование представлений дошкольников о многогранности и сложности бытия, о существовании в жизни добра и зла и нравственной ответственности человека за поступки.

Задачи:

Дать понятие добра и зла;

Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

Воспитывать стремление к добру, желание избегать зла и бороться с ним.

Основные понятия : добро, зло, аморальный поступок.

Ход ОД

Загадка:

Плачет Митя у витрины:

Мама, я хочу машину!

Таня подошла:

Не плачь,

Вот возьми мой новый мяч!

Глаз чарует красота,

А поступки…(Доброта)

Работа со сказкой «Доброе слово». (Название сказки сразу не озвучивается. Детям предлагается придумать его самим. Текст сказки дан в приложении)

Вопросы для обсуждения:

Какая цель была у Гадюки?

Достигла ли она своей цели?

Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка?

Что можно о нем сказать?

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла » (Л.Н.Толстой)

4. Беседа.

Понятны ли вам эти слова?

Каких людей вы называете добрыми, каких – злыми?

Какое отношение они вызывают? Почему?

В сказках все просто. Один герой добрый, другой злой. Назовите их.

Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?

А что скажете вы про себя?

Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния человека?

Может ли больной, бедный человек быть добрым?

Где основа добра и зла? В нас самих.

Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен?

Такими нас делают отношение к миру, окружающим людям.

Добрый поступок помогает улучшить отношения людей, помогает развиваться. Это проявление человеколюбия.

Зло – это унижение людей, неуважение, нетерпимость, обман, насилие, подавление свободы, в результате действий зла возникает вражда между людьми.

Легко ли быть добрым? Почему?

Жизнь часто ставит нас перед нравственным выбором добра или зла.

В одной песне поется:

Добрым быть совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Есть еще такие поэтические строки:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится.

Добрыми бывают люди или их поступки?

Ассоциации с картинками.

Подобрать ассоциации к словам «добро» и «зло».

Что нового узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Приведите примеры добрых поступков.

Притча «Почему нужно делать добро»

Однажды учитель сказал своим ученикам: «Мы с вами говорили о том, что нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро».

Ученики разошлись в разные стороны, вернулись через неделю.

Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать,- сказал один.

Я ухаживал за больным. Потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.

Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.

Я защитил ребенка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвертый.

Я старался делать добро всем. Наверное, я был неправ, - признался последний ученик.

Выполнили ли ученики наказ учителя?

Почему последний ученик признался, что был неправ?

Как бы вы выполнили наказ?

Игра «Купон на добрую услугу»

Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело.

Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на стол. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их! (Вручаю купоны)

Итог – проверим себя, что поняли и запомнили по теме (тест- тренажер)

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит, отдавать тепло своё другим.

Быть добрым – значит, понимать и близких и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других,

Конечно, доброму трудней,

И всё же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Спасибо за внимание! Желаю вам только добрых поступков!

Приложение

Сказочные герои.

Незнайка

Муми-тролль

Урфин Джюс

Алиса

Емеля

Дядя Федор

Карлсон

Старик Хоттабыч

Винни Пух

Золушка

Мальвина

Царевна - несмеяна

Тест – тренажер по теме «Добро и зло»

Как творят добрые дела?

  • Бескорыстно и сознательно
  • В надежде на вознаграждение
  • В надежде на похвалу
  • Чтобы избежать наказания

Что считается добрым поступком?

  • Опоздать на неинтересную встречу
  • Дать списать домашнее задание
  • Забыть о неприятной просьбе
  • Помочь соседу по парте разобрать задачу

Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»

  • Взаимовыручка
  • Насилие
  • Обман
  • Унижение
  • Помощь
  • Умение говорить правду
  • Ограничение свободы другого человека
  • Борьба за свободу

Что является последствием злых дел

  • Дружба
  • Радость
  • Вражда
  • Мирное сосуществование

Знания о добре зле помогают людям

  • Дружить
  • Проявлять заботу о близких
  • Жить в мире
  • Все ответы верны

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.


Программное содержание: закреплять представления детей о понятиях добра и зла.

Развивать мышление в процессе установления причинно-следственных связей: добрые чувства, хорошие поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу и любовь.

Развивать связную речь детей при составлении коротких рассказов по сюжетным картинкам; активизировать в речи детей употребление вежливых слов и выражений. Упражнять детей в грамотном построении ответов на заданные вопросы, в составлении диалога.

Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Развивать способность детей к сопереживанию; стимулировать операционную сторону мышления (сравнение, анализ и синтез) и развивать память.

Материал: иллюстрации, карточки с изображением красных и черных сердечек, краски, карандаши, бумага, кисточки, игрушечный микрофон; на каждого ребенка по три схемы, в которых зафиксированы возможные ответы, маски-настроения (к сценке № 1), и по четыре схемы с возможными вариантами ответов (к сценке № 2).

Ход занятия

На столах у детей лежат индивидуальные сюжетные картинки. Воспитатель показывает карточки с сердечками:

Как вы думаете, какое из этих сердечек обозначает доброту? Почему вы так решили? Если у человека доброе сердце, то какие поступки он будет совершать? А если злое?..

Разложите картинки с сердечками к сюжетным картинкам: хороший поступок - к доброму сердечку, а плохой - к злому. Добрых сердечек получилось больше. Значит, люди совершают чаще добрые дела, и от этого наш мир становится добрее.

Игра «Интервью».

Сначала я буду журналистом. Воспитатель в роли журналиста подходит к детям с каким-либо вопросом, давая возможность коротко высказаться всем желающим. Затем в роли журналиста может быть кто-то из детей. Он обращается с вопросом к 3-4 ребятам и взрослым в группе.

Примерные вопросы для интервью:

Можешь ли ты узнать по внешнему виду, доброе ли у человека сердце?

По каким признакам мы определяем добрых людей?

Какие определения можно подобрать к доброму человеку?

Можно ли заставить человека быть добрым или злым?

Почему люди уважают добрых людей?

Ребята, помогите разобраться и оценить ситуации, описанные в рассказах Л. Н. Толстого «Два товарища», «Котенок», «Старый дед и внучек».

Как мы можем понять, какой человек поступает хорошо, а какой - плохо?

Наши ребята подготовили сценки из жизни. Давайте их посмотрим и обсудим.

Первая сценка называется «Два друга».

«На мосту сидели два мальчика и ловили рыбу. У них были одинаковые удочки, ведерки, и стояли они неподалеку друг от друга. Дима то и дело вытаскивал из воды рыбу, а у Сережи она совсем не ловилась».

Как вы думаете, какое настроение было у мальчиков? Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Выберите маски-настроения для Димы и для Сережи (грустная и веселая). Как же сделать так, чтобы и Сережа стал веселым, чтобы и у него улучшилось настроение?

Варианты поведения Димы.

1. Дима перекладывает несколько рыбок в ведерко Сережи. (Воспитатель показывает картинку, на которой изображено ведерко с рыбой.)

2. Дима предлагает Сереже стать на его место и взять его удочку.

3. Дима выпускает всех своих рыбок и начинает ловить снова (на картинке - рыбка в волне.)

В ходе беседы дети обсуждают эти три варианта и предлагают свои.

Вторая сценка называется «История с машинкой».

«Витя вышел на улицу и заметил, что его друг Сережа, игравший в песочнице, забыл машинку».

Как в такой ситуации может поступить Витя, чтобы помочь Сереже и не заставлять его переживать из-за потери игрушки?

Воспитатель предлагает варианты поведения мальчиков.

1. Витя сам наигрался вволю, а потом отнес ее Сереже.

2. Витя спрятал машинку в укромном месте, чтобы потом отдать другу.

3. Витя спрятал ее в карман, решив, что никто этого не заметил. Иными словами, присвоил машинку.

4. Витя сразу же отнес машинку домой Сереже.

Правило: каждый ребенок выбирает ту схему, которая, по его мнению, соответствует правильному варианту поведения.

- А сейчас мы поиграем в игру «Хорошо - плохо».

Я буду произносить фразы, в которых говорится о хороших и плохих поступках. Когда я расскажу о хорошем поступке, вы хлопните 1 раз в ладоши. Если я расскажу о плохом поступке, топните 1 раз ногой.

  • Поздороваться при встрече.
  • Нечаянно толкнул товарища и не извинился.
  • Перебивать говорящего.
  • Попрощаться уходя домой.
  • Громко кричать в помещении.
  • Поблагодарить за помощь.
  • Пропустить вперед более старшего человека у двери.
  • Уступить в транспорте место пожилому человеку.

Люди очень ценят добрые отношения. Народная мудрость хранит много пословиц и поговорок о добре и зле. Попробуем с вами объяснить некоторые из них.

  • Все любят добро, да не всех любит оно.
  • Всяк хлопочет - себе добра хочет.
  • У злой Натальи все люди - канальи.
  • Сердце с перцем, душа - с чесноком. (Злой человек.)
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Ни от камня плода (не дождись), ни от вора добра.

Какими мы только не бываем в различных ситуациях! Прислушаемся к биению наших сердец. Сердце … Каким оно бывает у человека?

О каком человеке говорят, что у него доброе сердце, а о каком - злое?

  • Всегда помогает людям.
  • Делает добро.
  • Не смеется над чужим горем.
  • Заботится о других.
  • Делает людям вред.
  • Смеется над чужой бедой.
  • Никогда не придет на помощь.

И в конце занятия попробуйте нарисовать Добро таким, каким вы его себе представляете.

Занятия с детьми по теме добра и зла подготовили Л. Ладутько, С. Шкляр

Оксана Зайферт
Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое добро и зло»

Цель : сформировать у детей представления о понятиях «добро » и «зло» , о хороших, добрых поступках .

Задачи :

1. Познакомить детей с понятиями «добро » и «зло»

2. Развивать умение отличать плохое от хорошего.

3. Воспитывать стремление совершать добрые дела .

4.Поразмышлять о важнейших нравственных ценностях : добре , дружбе, любви, сложности нравственного выбора.

5. Побудить к целенаправленному воспитанию в себе доброты .

6. Закреплять навыки чтения.

Предварительная работа : чтение стихотворений, художественных произведений (В. Маяковский «Что такое хорошо , и что такое плохо » и др., пословиц, высказываний о добре и зле . Рассматривание иллюстраций о хорошем и плохом поведении людей. Изготовление деталей аппликации для картины.

Материал : плакаты с пословицами и высказываниями «Доброе слово человеку , что дождь в засуху» , «Не одежда красит человека, а его добрые дела » , «Спешите делать добро » .Таблички с надписями : зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, солнце, мама, улыбка, дружба, воспитатель, радость, дети, честность, преданность, смелость, любовь, песня. Чистый лист бумаги (ватман, детали аппликации,вырезанные из цветной бумаги : дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. Клей – карандаш на каждого ребенка, игрушечные весы. ПК, проектор,фонограммы песен : «Если добрый ты » , «Барбарики» , «Космос»

Воспитатель : Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие – мы поговорим о доброте . Что такое добро ? Как вы думаете? (ответы детей) Это все хорошее, доброе , красивое.Например : солнце, улыбка, мама, цветы, воспитатель, (дети продолжают) . А еще есть зло, как вы думаете, что это такое ? (ответы детей) . Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда, несчастье (дети продолжают) .

Воспитатель : Мы живем с вами на планете Земля. И если существуют на нашей планете добро и зло , значит, люди могут творить добрые и злые дела . Вспомните, когда вы встречали в вашей жизни добро , а когда зло? (ответы детей) . Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы с вами отправились на ракете в космическое пространство и наш путь лежит на планету «Добро » . Итак, давайте закроем глаза, руки опустим вниз, расслабимся (дети выполняют, звучит спокойная музыка) . А теперь откроем глаза. Мы приземлились на планету добра . Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем? (ответы детей) .

Просмотр презентации «Добро и зло »

Воспитатель : а теперь мы с вами вернемся на родную планету, чтобы делать только добрые дела . Давайте снова закроем глаза, опустим наши руки вниз, расслабимся (звучит музыка) . Итак, мы вернулись назад. Ребята, послушайте стихотворение о добрых людях .

Кто любит собак или прочих животных,

Веселых котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла,

Тот людям вовеки не сделает зла.

(Р. Сеф)

Воспитатель : Итак, какого же человека можно назвать добрым ? (ответы детей) . Подведем итог, добрый человек – это тот , кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Вспомните, часто ли употребляете добрые слова , их еще называют «волшебными словами» (ответы детей) .А теперь послушайте пословицу : Доброе слово человеку , что дождь в засуху. Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей) . Но не только слова, но и дела должны быть добрыми .Как гласит пословица : Не одежда красит человека, а его добрые дела . А еще вам необходимо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать на улице, в транспорте, в природе (ответы детей) . Как вы думаете, трудно ли быть добрым ? (ответы детей) . Что для этого нужно иметь? (добрую душу , доброе сердце ) .

Физкульминутка. (группа «Барбарики» - «Что такое доброта » ) дети танцуют танец.

Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение А. Барто «Вовка – добра душа » .

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна :

С добрым утром ! С добрым утром !

Я спросила : - Это мне?

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то :

С добрым утром ! С добрым утром !

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем :

Это Вовка - есть такой !

Воспитатель : Пусть ваша душа будет такой же доброй , как у героя этого стихотворения. Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои . Сейчас мы поиграем в игру. Я буду показывать картинку сказочного героя, если он добрый - вы хлопаете в ладоши, если злой – вы приседаете и закрываете лицо руками. (Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Мальвина) А на какого героя вы хотели бы быть похожи? (ответы детей) Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце – это доброта . Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. Как вы думаете, чего на свете больше, добра или зла ? (ответы детей) . Может быть нам помогут это узнать старинные весы? (Воспитатель показывает чашечные весы) . На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями : горе, война, беда, грубость, и т. д., а на другую – «добро » (солнце, весна, мама, честность, верность, улыбка и т. д.) . Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром . (дети подходят к весам по одному, читают свои таблички с надписями, объясняют значение слова и кладут на чашу свою табличку. Вскоре чаша весов «добра » перевешивают чашу «зла» )

Воспитатель : Вот видите, ребята, как можно победить зло.Так и в жизни : капельки добра , сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки – в море добра . Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след .Один мудрец заметил : Человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело ? (ответы детей)

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные детали аппликации : дом, деревья, фигурки детей, птиц, животных, облака, солнце, бабочки. (звучит музыка «Песня кота Леопольда)») Получается красивая картина.

Воспитатель : Ребята, как мы назовем нашу картину? ответы детей (Как прекрасен этот мир, Доброта , Мир)

Воспитатель : какое чувство вы испытали, делая доброе дело ? (ответы детей) . Делать добро очень приятно и радостно! Вы еще дети, но впереди вас ждет еще много добрых дел ! Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй !

Загрузка...