aktabs.ru

Обычаи, сопровождающие рождение ребенка. Обычаи наших предков. Рождение ребёнка Магические заговоры в день рождения

Особая магическая энергетика ритуалов в день рождения, позволит заручиться поддержкой Высших Сил и привлечь удачу на последующий год. В такой период ритуальное колдовство отличается особенным позитивом, меняющим не только обстоятельства, но и затрагивающим личное мировоззрение. В это время исправляются прошлые ошибки и корректируется судьба.

[ Скрыть ]

Зачем проводить обряд именно в день рождения?

В момент появления на свет особенно проявляется сакральная связь человека со Вселенскими Силами. Каждый же последующий день рождения является отправной точкой личного годичного цикла. Именно в этот день можно изменить программу жизни человека на ближайшие 12 месяцев.

Издавна считалось, что в период рождения сами Небеса прислушиваются к желаниям именинника.

Какими бывают ритуалы в день рождения?

Основными обрядами на день рождения являются именинные традиции:

  • подарки;
  • поздравления и пожелания;
  • задувание свечей и загадывание желания.

Однако проводят и специальные действия, направленные на:

  • привлечение любви, здоровья и богатства;
  • нейтрализацию отрицательных установок;
  • активацию оберегов и талисманов.

Как правильно загадывать желание

Правила, чтобы мечта сбылась:

  1. Позитивный светлый заряд. Не вспоминают неудачи, поражения и не желают всевозможных бед обидчикам. Проанализировав ситуацию, делают выводы и прощают. Тем самым, преподносят себе подарок, в виде избавления от деструктивных эмоций.
  2. Четкая формулировка желания. Если это привлечение второй половины, описывают то, как она выглядит, чем занимается, какими чертами характера может обладать. Для продвижения по службе, указывают должность, оклад и процесс работы на желаемой вакансии. Если это покупка, точно определяют характеристики приобретения, вплоть до модели и особых функций.
  3. Отсутсвие ограничений. Указав или выписав пожелания на отдельный листок, оставляют на волю Вселенной то, каким образом они будут исполнены.

Сила дня рождения или как правильно загадывать желание от канала Лины Найденовой «Энергия и Красота»

Молитвы в день рождения

Православные обращения бывают защитными и благодарственными. С них начинают утро, чтобы весь год иметь надежное покровительство и помощь в сложных ситуациях.

Основные воззвания:

  • молитвословие к Небесному Отцу;
  • благодарственная Пресвятой Богородице;
  • молитва Ангелу-Хранителю.

Главный православный призыв в день рождения звучит так:

«Господи Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого. От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год. Знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному человеколюбию Твоему. Продли и еще милости Твои мне, грешному; продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в здравии, в мире со всеми сродниками и в согласии со всеми ближними. Подай мне изобилие плодов земных и все, что к удовлетворению нужд моих потребно. Наипаче же очисти совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя по нему, после многолетней в мире сем жизни, перейдя в жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего Небесного. Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь».

Молитва Ангелу-Хранителю:

О заступничестве и помощи обращаются к своему Ангелу-Хранителю в любое время.

Но есть особое воззвание, которое можно использовать только один раз в год:

Ангел моего рожденья.
Пошли мне своё благословенье,
От беды, горя избавленье,
От врагов моих девяти девятижды,

От оговора и хулы напрасной,
От болезни внезапной и ужасной,
От острия в темноте, от яда в чаше,

От зверя в чаще,

От взгляда ирода и войска его,
От гнева и наказания,
От звериного растерзания,
От вечного холода и огня,
От голода и чёрного дня -
Спаси, сохрани меня.

А придёт мой час последний,
Ангел мой, пребудь со мной,
Встань в изголовье, облегчи мой уход.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

Молитва о задуманном

С просьбами обращаются и к Пречистой Божьей Матери, заступнице всех православных христиан:

«Пресвятая Богородица, Матерь Божья. Не прогневайся на просьбу мою, я грехи от тебя не таю. За ругательство и нетерпение я прошу у Иисуса прощения. Пусть отринут болезни, родные не маются, а за все прегрешения искренне каются. Пусть желания все поскорее исполнятся, а пробелы в неверии Благом наполнятся. Коль желания эти ведут в Преисподнюю, я прочту о спасении молитву Господнюю. Да будет, воля твоя. Аминь».

Магические заговоры в день рождения

Заговоры в день рождения можно произносить:

  • на исполнение желаний;
  • для избавления от проблем;
  • на привлечение любви, богатства и удачи;
  • для счастья во всем;
  • на продвижение по службе;
  • на изменение судьбы;
  • для избавления от одиночества.

На исполнение желаний

Заклинание читают три раза на восходе солнца, сложив ладони вместе:

«Встану я, раба Божия (имя), благословясь, перекрестясь, чистой водой умоюсь, пойду из избы, со отцом прощусь, с матерью благословлюсь. Пойду из избы в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца в чисто поле. За тем полем море окиян, а в том окияне остров Буян. На острове стоят три терема. Первый терем деревянный, в тереме том Божья Матушка, пойду, поклонюсь ей и скажу: Матушка Божья, как ты за Иисусом смотрела, когда он по земле ходил, так и за мной смотри, покуда я по земле хожу, и дай мне здравие булатное и красу светлую. Второй терем золотой, в тереме том святая Параскева, пойду, поклонюсь ей и скажу: Параскева святая, дай мне удачи в делах денежных, чтоб не терпела я недостатка ни в чем. Третий терем из яшмы, в тереме том святые Петр и Феврония, пойду, поклонюсь им и скажу: Петр и Феврония святые, прошу у вас кровь горячую, сердце кипучее на любовь, и дух сильный, на семейное согласие. Как дверь к косяку притворяется, так и мои слова ко мне притворяются, по все дни, по все часы, в полдень и полночь, днем и ночью. Аминь».

Заклинание на час рождения:

«Господи Всемогущий, Отец Небесный, услышь молитву мою! Помощники явитесь, подойдите к столу моему дубовому, и пусть не будут вам преградой ни окна, ни двери. Привезите мне драгоценную пыль от золота, да кость от быка могучего. Оставьте их мне в помощники, защитники, укрыватели. С сего момента мне (Имя) везти будет во всех начинаниях и помыслах добрых, удача не уйдет, а злата прибудет. Запираю намертво слова мои, а кто сломать попытается - зря только силу истратит».

Следующий заговор читают в день рождения, на горящие церковные свечи, не менее двенадцати раз:

Господи,
Боже мой,
Благослови и помилуй

Заступники
Пройдите через ворота
Через окно
Через черную трубу
К моему дубовому столу
Привезите мне
Пыль золоченую
Губу заячью толченую
И три косточки от телка.
Как луна в свой час
По небу идет,
Так мне, Божьей Рабе (имя),
С этого часа повезет.
Песок в море, слово, дело -
На запоре.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь.
Аминь.

Для избавления от проблем на день рождения

Заговор на спасение от неприятностей может выполнить близкий человек или родственник.

Потребуются:

  • новый носовой платок;
  • мелкая монета;
  • вещь, принадлежащая имениннику.

В полночь, накануне праздничного дня произносят:

«Кто помощи у Господа просит, тому Господь помогает. Да исполнится желание моё великое с помощью небесной. Неведомыми дорогами к рабу божьему (имя) счастье придёт, все проблемы-беды отвернет. Платок свой сейчас завязываю, на помощь светлую, на дела добрые. Аминь»

  1. В носовой платок, прячут монетку вместе с вещью именинника.
  2. Узелок укладывают в изголовье его кровати.
  3. После исполнения желания платок развязывают.
  4. Монету относят в храм.

На любовь

Заговоры бывают на:

  • привлечение влюблённости;
  • поиск второй половины.

Привлечь, понравившегося человека, можно так:

  1. В полночь перед днем рождения, в уединении зажигают церковные свечи.
  2. Если есть фотография, ее ставят перед зеркалом.
  3. Если фото нет, визуализируют образ желанного человека.
  4. Просят его явиться на зов:

«Как солнце утром в день идет, так и милый ко мне шел бы. Как река к морю течет, так и милый ко мне спешил бы, не задерживался. Чтоб одной вовек не быть, а рука об руку по жизни идти. Аминь»

Для поиска новой приверженности проговаривают магическое заклинание: «Суженого всем сердцем приму, на любовь его любовью отплачу! Аминь»

Дальнейшие ритуальные действия:

  1. На пламени красной свечи сжигают 9 сухих розовых лепестков.
  2. Пепел смешивают с водой.
  3. Поливают молодое комнатное растение.

На богатство и удачу в день рождения

Для и благополучие покупают стакан семян мака и при этом не берут сдачу. На столе раскладывают черный платок, новым мылом рисуют круг. В центр высыпают зерно со словами:

«На море, на океане есть один остров,

На острове том есть земля.

Есть там Господь Бог, Матерь Божия и я.

Подойду я к ним поближе,

Поклонюсь я им пониже.

Матерь Божия, Ты на земле жила,

Хлеб в свои руки брала,

За хлеб деньгами платила,

В кошельке деньги носила.

Без денег еды не дадут.

Одежду не соткут,

свечи в церкви не подадут.

Дай, Господи, мне, Сколько маку на этом платке,

Столько денег в моём кошельке.

Слова мои запираю, дело своё закрываю.

Ключ. Замок. Язык. Аминь».

Для счастья во всем в день рождения

Чтобы загадать себе счастливую судьбу, проснувшись утром, подходят к раскрытому окну и проговаривают:

«Господи Всевышний, обращаюсь к тебе я, Раб (-а) Божий (-ья) (собственное имя) дай мне добрую и счастливую судьбу. Пусть все злое, что рядом со мной по жизни идет, навсегда в зеркало бездонное отправляется. А все невезение в дальний путь уходит и никогда назад ко мне не возвращается. Я крестами святыми твоими от неудач жизненных надежно закрываюсь и со счастьем навсегда остаюсь. Славлю и молю, тебя, Господи. Аминь».

После праздничного застолья собирают со стола все остатки еды и выносят бездомным животным.

На продвижение по службе

Если застопорился карьерный рост или хочется благополучных изменений и везения в работе, читают утром перед выходом из дома, заклинание:

«Господи, меня оберегай и продвижением в карьере поощряй. Аминь».

После исполнения просьбы, в храм несут богатый откуп – десятину от нового оклада.

Можно провести заговор на бересте:

  1. Отломав кусочек от березы, наговаривают: «На доброе дело взяла, с одобрением да повышением пошла. Пусть работа спорится, поощрениями множится. Аминь».
  2. Бересту зашивают в полотняный мешочек.
  3. Хранят на рабочем месте.

На изменение судьбы в день рождения

Если человека преследуют неудачи и неприятности, требуется провести заговор на изменение судьбы и открытие новых перспектив.

«Зеркало темно, в сердце чер­но. Господь, помоги, душу освяти. Зажигаю свечу (зажечь все 7 све­чей) и в мольбе прошу: положил на меня, рабу Божию, князь Тьмы пе­чать Адову, отрази огонь Христа ту печать черную, которую положили на меня, рабу Божию, злые люди, защити, Иисусе, защитой неизносимой. Господи, Иисусе Христе, Матушка Пресвятая Богородица, три поклона кладу: по первому ра­зу (крест) не отвернись от меня, рабы Божьей, за грехи вольные и невольные. Аминь. По второму разу (крест) даруй спасение душе моей, Господи. Аминь. По третьему разу (крест) во славу Отца и Сына и Святого Духа! Защитите ме­ня, рабу Божью, покровом неизносимым, защитой неистребимой. Аминь. Раз за разом, крест за кре­стом, замкни меня, Господи, своим перстом. Три креста святой водой кладу (крест на теле святой во­дой), во имя Господа закрываюсь крестом (еще крест) во имя Иису­са Христа закрываюсь крестом (еще крест) во имя Святого Духа закрываюсь крестом. Аминь».

Особенности проведения обряда:

  1. Читают перед иконой и зажженными свечами, в уединении.
  2. Выдерживают 3 дня строго поста.
  3. В храме ставят свечи к образу Спасителя, Пречистой Девы и Святой Троицы.

Для избавления от одиночества

Если одиночество тяготит, следует заручиться поддержкой Высших Сил, проведя обряд именно в день рождения.

Для исполнения потребуются:

  • красная свеча;
  • прозрачный стакан;
  • освященная в храме вода.

Вода - хороший проводник информации и магические действия с ней помогают получить устойчивый результат.

В ночь дня рождения выходят на тихий перекресток, зажигают свечу и капнув воском в стакан с водой говорят:

«Я раба Божья (имя) в темную ночь пойду на ту дорогу, что принесла беду. Помолюсь, на три стороны перекрещусь. Попрошу от одиночества избавления и венца безбрачия забвения. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь».

Ритуалы и обряды в день рождения

Самые сильные ритуалы и обряды, которые проводятся только в день рождения:

  • со свечей;
  • на распутье;
  • с тенью;
  • «Денежная ванна»;
  • на достижение цели;
  • на защиту;
  • «Цветочный».

Со свечей

Для сохранения и приумножения состояния, покупают зеленые свечи, количеством лет именинника. Мелочь от сдачи раскладывают по углам жилища со словами:

«Мне прибыло и дому моему пусть прибудет»

Зажигают свечи и над каждой проговаривают мечту.

Ритуал на исполнение желания от канала Samir Ali

Ритуал, совершенный на распутье

На пересечении двух дорог просят Высшие Силы об исполнении желаний или о помощи. Находят тихий, уединенный перекресток и в полдень, став в центре, проговаривают:

«Кланяюсь я, раба Божья (имя), на восток, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Кланяюсь я (имя), на восток, кланяюсь на запад, кланяюсь на север, кланяюсь на юг. Всем четырем сторонам света приказываю: вы созовите все силы небесные и силы земные. Пусть все силы исполнят желание мое заветное (произносят желаемое). Да сбудется, что сказано. Аминь. Аминь. Аминь».

Выучить слова нужно заранее и говорить, поворачиваясь, на каждую из четырех сторон. В виде откупа за волшебство, оставляют несколько монеток.

Обряд с тенью

Становятся напротив стены так, чтобы тень ничем не заслонялась и была видна в полный рост. Сложив руки в замок, четырежды читают слова:

«Господи Боже мой, раба Твоя, перед Тобой. Как Ты создал Луну, и Солнце, и часть Звезды, и сине море, и черную землю, и человека, и его тень - все это на седьмой день. И дал мне Господь тень на каждый день. Прошу я ее и приказываю: пусть (дать определение желанию) исполнится. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Обряд можно проводить не только для себя, но и для детей или близкого человека, вставляя его имя в текст заговора.

«Денежная ванна»

Для этого красивого и эффективного обряда потребуются:

  • свечи;
  • чайная ложка порошка коричной палочки;
  • пучок петрушки;
  • 8 монеток.

Выполняют следующие действия:

  1. В небольшую емкость кладут монеты разного номинала и присыпают молотой корицей.
  2. Добавляют 4 ложки мелко рубленной петрушки и 5 стаканов воды.
  3. Посуду ставят на огонь.
  4. Закипевший отвар остужают.
  5. В это время набирают ванну, по углам зажигают свечи.
  6. В наполненную емкость выливают настой, приговаривая:«Пусть деньги текут как золотая река и будут у меня всегда»!
  7. Погружаются в ванну, расслабляются и визуализируют желание.

Обряд на достижение цели

В традиционной магии имеет место уникальный ритуал, активирующий качества личности, согласно выбранному цвету. В виде основного инструмента используют разноцветные и белые свечи.

Цветовой оттенок является проводником, сопровождающим желание в информационное поле Вселенной:

  1. Розовый - врачующий, исцеляющий серьезные сердечные потрясения, способствующий восстановлению душевных сил и равновесия.
  2. Зеленый - обладает энергией денег, возможностей и средств. Помогает быстро продвигаться в карьере, активно увеличивая финансовую мощь.
  3. Красный - возбуждающий стихию взаимной страсти, чувств и эмоций. Способен внести пылкость в охладевший домашний очаг.
  4. Желтый - цвет уверенности и энергии, помогающий легко справляться с большими физическими и эмоциональными нагрузками.
  5. Серебряный - способствует глубокому самопознанию, помогает определить жизненные приоритеты и самореализоваться.
  6. Золотой - цвет действия и мудрости, направляющий все силы к желанным целям.

Проведение обряда:

  1. Определив тон свечи, согласно сфере, к которой относится пожелание, на ней пишут загадываемое.
  2. В центре и справа устанавливают белые свечи.
  3. Проводник ставят слева и зажигают в последнюю очередь.
  4. Проговаривают: «Я заслуживаю успеха. Мною проделана большая работа и этот труд продолжает вести к достижению цели (произносится чётко сформулированная цель)».
  5. Позволяют свечам догореть, обдумывая и визуализируя свое желание.

Ритуал защиты

Защитный обряд в день рождения восстановит энергетически и убережет от темного влияния весь следующий год.

Понадобятся:

  • емкость (стакан или чашка);
  • вода родниковая;
  • недорогое новое украшение (колечко, брошка, медальон).

Выполняют следующее:

  1. Вещь приобретают заблаговременно, не менее, чем за неделю до дня рождения, и носят не снимая.
  2. В ночь перед праздником изделие помещают в емкость, заливают водой и оставляют на подоконнике. Желательно, чтобы она освещалась лунным светом.
  3. Утром украшение достают из воды, протирают насухо и сжав в кулаке, просят о защите.
  4. Носят его постоянно или надевают в особо сложных ситуациях.

Скромная вещица станет мощным оберегом, подаренным самой Вселенной.

«Цветочный» обряд

Этот ритуал позволит попросить у Высших Сил не одно желание, а несколько.

Для проведения потребуются:

  • ленты, соответствующего цвета;
  • церковная свеча;
  • цветок из подаренного букета.

Подбирают одну или несколько лент нужной окраски:

  • для привлечения финансового благополучия - зеленую;
  • красную - если желание связано с любовью и страстью;
  • синяя - поспособствует укреплению физических сил и здоровья;
  • для женственности и внешней привлекательности - розовую.

Агоритм действий:

  1. Уединившись после праздника, зажигают свечу.
  2. Завязывая ленту на стебле цветка, проговаривают: «Узелок я завяжу, исполнить желание мое прошу. Пусть (озвучить мечту)».
  3. Если желаний несколько, повторяют ритуал со следующей лентой.
  4. Повязав последнюю, говорят: «Цветку засыхать, а мечте моей явью стать. Да будет так».

Хорошие и плохие приметы на день рождения

Предзнаменования, выпадающие на этот праздник, подскажут будет ли счастливым год, а также, чего нужно опасаться:

  • разбить посуду в день рождения - к успешному году;
  • принимать поздравления заранее - к несчастью;
  • праздновать до фактического дня рождения - укоротить себе жизнь;
  • брать или давать в долг в этот день - к бедности;
  • отметить 40-летие — отказаться от мудрости.

Чего нельзя делать в день рождения

Считается, что, так как в каждый день рождения человек проживает этап создания жизни заново, его душа особенно уязвима.

Чтобы прежде всего не внести негатив в свою жизнь, в день рождения нельзя наносить вред:

  • совершая порчу;
  • наводя приворот;
  • оглашая проклятие.

Видео

Три уникальных ритуала от экстрасенса Алены Куриловой на канале «Все буде добре»

18.07.2010 20:07

Для того, чтобы родить здорового дитя, мать должна была неукоснительно соблюдать некоторые нехитрые обычаи. Иные из них могут вызвать у нынешней молодежи улыбку, другие заставят их призадуматься, третьим они последуют без раздумий. А обычаи эти таковы:

Матери не давали кушать рыбу, опасаясь, что у ребенка, находящегося в ее чреве, окажутся рыбьи глаза;

Будущей матери нельзя было перешагивать через веревку, чтобы ребенок не запутался при родах в пуповине;

Матери нельзя было смотреть на бегущего зайца из-за боязни, что ребенок родится с заячьей губой;

Нельзя было заранее готовить приданое для будущего ребенка, чтобы не накликать беду.

Наконец, ребенок родился. Но и после его рождения необходимо соблюсти ряд обычаев. В том числе:

Сразу же после рождения ребенка молодая мать должна сделать подношение огню (очиститься), и только потом приступать к обязанностям хозяйки;

Как правило, калмыки заказывали гелюнгу талисман для новорожденного, чтобы положить ему под подушку или подвесить его над люлькой. Когда малыш подрастал, талисман надевали ему на шею;

В грудничковом возрасте дети подвержены болезни, которая в народе известна под понятием «младенческое». Распознается эта болезнь по следующим приметам: малыш подолгу плачет без видимой причины, капризничает, сучит ножками, тянет шейку, плохо спит и плохо ест. В таких случаях обращаются к бабушкам-знахаркам, которые лечат детей нетрадиционными способами, прикладывая к телу намоленную монетку. Матери при таком лечении не рекомендуется присутствовать, иначе, жалея плачущего малыша, она может, пусть и невольно, помешать его лечению;

Случается, что ребенок чего-то сильно испугался, после чего он может заикаться или просыпаться ночью с криком. Испуг калмыки лечили выливанием свинца. Делается это следующим образом: мать берет малыша на колени, головку ему накрывают пеленкой или простыней, поверх которой держат чашку с холодной водой. В эту чашку выливают расплавленный свинец, металл в холодной воде мгновенно остывает, приобретая причудливые фигуры. По убеждению калмыков в этой фигуре и отливается тот предмет или живое существо, которые послужили причиной испуга для малыша. И надо сказать, такой метод лечения был, действительно, действенным, малыш после лечения свинцом успокаивался. Но не каждый способен проводить лечение свинцом, лучше доверить это действо тому, кому известны секреты такого лечения. Кроме того, лечение надо повторить трижды, а после каждого из них содержимое чашки выливать (выплеснуть) в самом шумном месте;

У калмыков было заведено пеленать новорожденного в подол бабушкиного платья. И делалось это отнюдь не по причине бедности родителей ребенка, но в соответствии с доброй приметой - считалось, что в бабушкином подоле будущий человечек обретает долголетие. Причем ритуал оборачивания в подол новорожденного совершала сама бабушка, она выбирала самое старое платье (подол которого от ветхости становился очень тонким и оттого мягким), убирала швы (их в просторном бабушкином подоле было всего два), разглаживала получившуюся таким образом пеленку руками (как бы передавая малышу тепло своей любви), а позже чистую первую пеленку малыша клали ему под подушку. Считалось, что таким образом ребенку передадутся добрые и светлые помыслы бабушки;

В жизни ребенка (хотя и не каждого) есть особые даты, называемые «ясврта», то есть требующие соответствующей поправки. Они, как правило, наступают в три года, семь и девять лет. Что это за даты? Например, такая: день рождения ребенка и кого-то из родителей приходится на одну и ту же дату или год. В этом случае совершается ритуал разделения дат рождения (таслх), чтобы один из двоих ненароком не перепутал судьбы. Этот ритуал совершается гелюнгами;

Не принято у калмыков слишком захваливать ребенка: и красивый, дескать, он, и умный, и нет ему равных. Во-первых, таким образом можно сглазить дитя; во-вторых, имелся в виду чисто психологический аспект - ребенок может вырасти хвастливым или эгоистичным.

Традиции калмыков, Ользеева С.З.

Тради́ция (от лат. traditio - передача) - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени, выступающих регуляторами общественных отношений.

Обычай — правило или форма поведения, в которых закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

Давайте напомним сами себе, что традиции каждого народа имели всегда эзотерический смысл и помогали выжить в любых условиях.

Народ, который не использует положительный опыт, ресурс предыдущих поколений (предков) обречён. И это известная истина. Это как дерево с гнилыми корнями – ни хороших плодов, ни прироста.

А как было на Украине?

Известный исследователь этнографии восточных славян Д.Зеленин выделил в обрядах, связанных с рождением ребёнка три составляющих:

  • обряды, связанные с рождением ребёнка;
  • обряды, которые символизировали приобщение ребёнка к роду;
  • очистительные обряды.

Рождение ребёнка в семье всегда было желанным. Об этом также свидетельствуют некоторые обрядовые действия во время свадьбы. Бесплодие воспринималось у нас в народе как несчастье. Говорили «Хата з дітьми – базар, а без них - цвинтар».

Уже во время подготовки к свадьбе молодые заботились о здоровье будущего ребёнка – перед венчанием постились, во время свадьбы не употребляли спиртных напитков.

К беременной женщине относились с особым уважением и трепетом, как со стороны семьи, так и со стороны односельчан. В её присутствии не ругались, не ссорились. Ей никогда не отказывали в просьбе.

Чтоб родить здорового ребёнка, будущая мать должна была обязательно придерживаться определённых норм поведения, знать ряд примет.

Например, беременная ни в коем случае не должна была:

  • обманывать и воровать;
  • хамить и неуважительно относиться к окружающим;
  • просить, у кого бы то ни было того, что очень трудно сделать;
  • не ходить туда, где можно испугаться;
  • жевать что-то во время ходьбы;
  • пинать ногой домашних животных;
  • работать в праздничные дни;
  • присутствовать на похоронах;
  • соглашаться быть кумой.

Во многих регионах Украины было принято вообще не говорить вслух о беременности. Беременную называли «така», «вона така ходить», чтоб не привлечь горе и сглаз ребёнку. Наши предки знали, что физическое и психическое здоровье ребёнка в основном зависит от матери . Так, например, верили, что если беременная чего-то испугалась и при этом дотронулась до какой-то части своего тела, то там у ребёнка в дальнейшем будет родимое пятно.

Многие беременные остерегались ходить по грядкам с огурцами и тыквами – чтоб ребёнок не запутался в пуповине. Нельзя было даже держать в руках иголку с ниткой в праздничные дни. Была даже надднестрянская сказка, в которой спасли умирающую в родах женщину, распоров тот шов в рубашке, который она сделала на праздник.

Рожали в собственной хате. Считалось, что чем меньше людей знают о беременности и родах, тем лучше. Рожающих женщин называли «роділлю», «роділкою». Роды принимала бабка – повитуха, опытная в этих делах женщина, как правило, вдова. В разных частях Украины её называли по-разному: «баба-бранка», «баба-пупова», «пупорізка», «пупов’язка», «породільна баба», «бабушка».

В украинской традиции повитуха – одна из самых уважаемых особ. От её умения использовать огромный арсенал народной медицины зависел исход родов.

Повитуха называла роженицу «роділлю», «поліжницю», «онукою», а ребёночка - «онучком» или «онучкою».

Чтоб облегчить роды, повитуха, например, варила в мешочке овёс, клала его роженице на спину и на живот. Или наматывала её волосы на палец и приказывала развязать все узлы в доме, пооткрывать все замки. В особых случаях посылала к батюшке в церковь с просьбой открыть «царские ворота»:

«Царські врата, одчиніться.
А ви, коні смиренні, розійдіться.
Чи младенець, чи младениця, пора вже на світ родитися…»

Читала так же «Богородице Деве», «Сон Пресвятой Богородицы».

Иногда муж рожающей первенца женщины ложился на пол, а повитуха трижды через него переступала. А в некоторых регионах муж «голосил» во время родов, чтоб «разделить» с женой муки родов.

Особое значение придавали пуповине и плаценте. Например, пуповину мальчика повитуха перерезала на полене, топоре или книжке – «чтоб был хорошим хозяином, мастером, грамотным». А девочке – на гребне, «чтоб пряла и ткала».

Завязывалась пуповина льняной или конопляной ниткой – «матіркою», «щоб у породіллі діти велися», «щоб дитина плодовита росла». Действие сопровождалось добрыми пожеланиями:

«Завя’зую тобі щастя і здоров’я,
і вік довгий, і розум добрий».

Отсохший и отпавший кусочек пуповины клали в колыбельку или за икону. Через 6-7 лет, а в некоторых регионах в 10 лет его давали подростку, чтоб развязал: «як розв’яже пуп, то ум розв’яже, як ні – буде мучиться».

Плацента не должна была достаться на съедение ни котам, ни собакам. Её закапывали там, где ребёнок родился: или прямо в хате под порогом, под печью, или в хлеву, в глухом месте двора, где никто не ходит. Иногда вместе с плацентой хоронили хлеб и соль, зерно или закапывали под плодовое дерево.

Чтоб оградить ребёнка от злых сил, повитуха делала над ребёнком крестное знамение и кропила святой водой, крестила освященным ножом и читала молитвы, называя ребёнка христианским именем – Иван, Адам или Мария, Ева. С этой же целью клали в колыбель что-то железное (нож, ножницы), уголёк с печи, скибочку хлеба с солью, чеснок, заговоренные травы.

Иногда эти предметы имели другое значение: хлеб – чтоб всегда хлеб был, нож (мальчикам) – чтоб мастеровитым был, гребень (девочке) – чтоб прясть умела. Если рождалась девочка, её на некоторое время клали на отцовскую сорочку; если мальчик – на мамину юбку.

Повитуха была посредницей между семьёй и церковью в течение ещё 40 дней после родов. В большинстве районов Украины она принимала участие в выборе имени. Управившись с родами, она шла к священнику домой, чтоб взять имя и молитву новорожденному. При этом несла ему курицу, хлеб, пшено или сало, горилку, деньги. Возвращалась и поздравляла родителей «с именем». Если родителям имя не нравилось, повитуха шла к священнику снова. Иногда имя давали при крещении.

Самым опасным для мамы и ребёночка считался 40-дневный период после родов. Считалось, что пока ребёнка не покрестят, он как бы пока не совсем человек, а «маняк». В него легко может вселиться нечистая сила, он легче подвержен различным болезням и внезапной смерти. Потому с наступлением родов в хате постоянно поддерживали огонь, закрывали или занавешивали окна.

Большое значение в украинских традициях придавали обрядам очищения. Здесь были свои правила и ограничения.

Родившая женщина 40 дней после родов считалась «нечистой» и «шість тижнів перед нею відкрита яма», в это время на неё могли воздействовать «злые силы».

Постель родившей женщины занавешивали полотном. Она в этот период не должна была:

  • ничего выносить из хаты, одалживать;
  • брать воду из колодца;
  • выходить из дома под вечер;
  • оставлять пелёнки на улице сохнуть на ночь;
  • отходить от дома дальше, чем на 35 шагов;
  • выходить за ворота;
  • переходить дорогу («щоб нечиста сила не причепилася», «щоб комусь не зашкодити»).

Чтоб очиститься после родов, молодая мать сначала очищалась водой дома, а через 40 дней – в церкви молитвой и благословением.

Ритуальное очищение водой происходило рано утром на второй или третий день после родов. Этот ритуал символизировал омовение от всего, что связывалось с родами и назывался «помити руки», «обмити бабі руки», «злити на руки породіллі», «зливки».

Считалось, что баба-повитуха во время родов дотрагивалась до чего-то нечистого (на руки попадала кровь), и чтобы она этот «грех» не несла в следующий дом и следующие роды, и нужен был ей этот обряд очищения. Родившая женщина также проходила через обряд, чтоб ничего потом не мешало ей кормить ребёнка.

«Водо-водице, водице Улянице!
Ти очищаєш гори, каміння, луги, береги.
Облий, обчисти душу (ім’я породіллі)
Од всякого паскудства, усякої напасті!»

«Водо Йордана, на ім’я Уляна, земле Тетяно!
Ти очищаєш луги, береги, креміння, річки, піски.
Очисть (ім’я) від злих людей, проклятих очей».

«З повної криниці прибуває водиця,
Щоб так молодиці прибувало покорму».

Для обряда кроме воды («непочатої», «взятої до схід сонця», добавляли святую воду) использовали овёс, конопляное семя, сбор различных трав. Брали топор и веник (или косу, серп), на которые молодая мать должна была наступить. При этом трижды её обмывали или обрызгивали водой. В некоторых селениях она пила воду, ей за пазуху клали кусочок хлеба или сыпали зерно, деньги. Потом повитуху хорошо угощали и дарили подарки. Во многих сёлах говорили: «Поки баба не зіллє роділці на руки, то не можна нікуди йти чи їхати». После «зливання» молодая мать могла уже общаться с соседями.

На 40-й день молодая мать с ребёнком шла в церковь в сопровождении повитухи. Это было в субботу вечером. В церковь они несли хлеб и деньги, завернутые в платок. На входе это отдавали старосте и останавливались возле порога.

Батюшка клал на голову родившей два длинных рушника, держал Евангелие и читал молитву. Потом брал молодую мать за фартук и подводил к алтарю. Если приносили девочку, то подносил её до иконы, если мальчика – заносил за алтарь. По окончании обряда благословлял мать с ребёнком.

В народе считали, что после этого обряда женщина могла выполнять супружеские обязанности, везде ходить, соглашаться быть крёстной.

Ритуальный характер имело и первое купание новорожденного. Воду брали до восхода Солнца и клали в неё предметы-символы, предварительно освященные в церкви: травы, хлеб, зерно, яблоко, яйцо и др. При этом читали много хороших пожеланий.

Так, например, в купель мальчика клали любисток – «щоб любили»; веточку дуба – «щоб був міцний, як дуб»; барвинок, тую - «щоб довго жило», чорнобривец - «щоб був чорнобривий». Для девочки – ромашку, вишнёвую веточку - «щоб гарна була»; калину - «щоб красна (красива) була»; любисток - «щоб люб’язна була».

В некоторых областях клали в воду хлеб - «щоб при хлібі було», «щоб здоров’я прибувало», «щоб міцним було» или деньги - «щоб багатим було». А так же добавляли «святой иорданской воды», мёд или сахар – «щоб солодким було».

Воду с купели выливали в хате под печь, порог или во дворе под плодоносящее дерево. Строго придерживались правила - не выливать воду после захода Солнца.

После обряда «обливання рук» начинались «відвідини» («одвідки» «одвєдки» «йти на родини»). В большинстве районов Украины приходили проведывать только женщины – родственницы, соседки, подруги, без всяких приглашений.

Обычай имел морально-психологический и практический смысл : порадоваться вместе с ней, поддержать морально, оказать посильную помощь по хозяйству, принести еду.

Проведывание считалось праведным делом – «скільки жінка буде на родинах, стільки і в раю». Нельзя было только проведывать беременным и жещинам с месячными - «щоб дитині щось не заважало», «щоб дитина прищата і слизнява не була».

Приносили подарки, хлеб-соль, разнообразную еду: изделия из теста (вареники, пироги, коржи, пампушки), каши, мёд, фрукты и т.д. Отдавая гостинцы говорили:

«Їж, щоб покорму було дитині,
щоб дитина голодна не була».

«Їж, щоб подужувала, силу мала,
з ходу дитина вставала».

«Їж та закладай бочки,
де були сини й дочки».

«Як вареник повний щоб була породілля –
що вийшло з неї, то щоб поповнилося».

Все гости желали новорожденному здоровья и счастья:

«Нехай роділля годує, щастя й долі готує –
батькам на утіху, людям на услугу».

«Щоб дитина була багата, як земля,
здорова, як вода,
щоб в коморі і оборі всього було вдоволі».

«Щоб орав, косив і поклонявся землі».

В первые дни после рождения ребёнок был очень уязвим для всякой «нечистой силы» и «злого глаза». Поэтому грудному ребёночку на ручке завязывали красную ниточку, а над люлечкою вешали красную тряпочку, так как красный цвет считался магическим, отводил «сглаз».

Пока не покрестят ребёнка, пелёнки сушились в хате. Перед дверью клали «червлений машлик» (красную ленту), чтобы чужие люди знали, что в хате есть маленький ребёнок. Видя такой знак, соседи звали хозяев на улицу, а в хату не шли.

Любой чужой человек зайдя в хату, где был маленький ребёнок, должен был вначале посмотреть на потолок – «аби очі стратили силу» (чтоб не сглазить). С такой хаты после захода солнца нельзя было ничего давать. Если молодой маме надо было куда-то ненадолго отлучится, возле люльки клали нож, метлу, топор. Эти предметы, считалось, отгоняли всё «нечистое».

Защитой от сглаза служили также колыбельные песни, это, своего рода, магические наговоры, заговоры.

«На пса вроки,
На кота скоки,
А Мирончику спання
Аж до білого дня».

Колыбельные песни отсылали неприятности, беспокойство на животных, чаще на кота («а-а-а, на кота воркота, на дитину дрімота…»), приглашали, звали в хату сон, дремоту.

«Прийди, сонку, в колисоньку,
Приспи мою дитиноньку.
Щоби спало – не плакало,
Щоби росло – не боліло
Головонька і все тіло,
Щоби личко не змарніло».

Самое главное, что знала каждая женщина – молитвы, которыми оберегала всё живое в своём дворе. «Думкою-молитвою, яка несе любов, кожен сповивав свою дитину і цим найсильніше захищав від зла».

По материалам книги «Українська родина. Родинний і громадський побут»

Рождение малыша – самый волнительный момент в жизни его родителей, к которому они готовятся с особым трепетом и тщательностью. На протяжении всей истории человечества рождение ребенка сопровождалось определенными традициями и обрядами. Приход в мир нового человека – это радостное и торжественное событие, каждый народ наделяет его особым смыслом и имеет свои обычаи. В каждой стране есть свои собственные традиции, связанные с рождением малыша, некоторые из них очень трогательные, а некоторые странные…
К ХХI веку многие из них устарели и ушли из обихода новоиспеченных родителей и их близких, а некоторые, немного видоизменившись, продолжают сопровождать родившегося человечка с первых дней его жизни.
В России стараются никому, кроме самых близких родственников не показывать малыша сразу после рождения и сохранять мелочи, связанные с его появлением на свет и первым годом жизни, такие как бирка из роддома, первый локон, первая пустышка...
Существующие традиции при рождении ребенка в России связаны с языческими верованиями славян. Славяне верили, что с рождением ребёнка на небе загорается новая звездочка именно над тем местом, где появился малыш, и гаснет в день его смерти. Чтобы здоровье младенца было крепким, выпекали хлеб в печи. А если ребёнок рождался слабым и хилым, над ним совершали обряд «перепекания»: помещали в тёплую печь с соответствующим приговором.
Именно с традицией «припекания» связаны многие сюжеты народных сказок: когда детей сажают в русскую печь или они сами там прячутся.
Поздравление с рождением ребёнка принимали не раньше, чем на 10-й день после появления младенца на свет. Воду после первого купания девочки выливали в кусты малины – для красоты малышки, а воду после купания мальчика на дорогу – для счастливой жизни.
Богаты на обычаи были и крымские татары.
Тому, кто первым сообщал новость о появлении на свет младенца отцу, бабушкам и дедушкам, дарили деньги или подарок, особенно ценный, если рождался мальчик.
Обычай «чилле», аналоги которого существовали и во многих азиатских, арабских и даже европейских народах, требовал соблюдения периода изоляции мамы с младенцем от посторонних «дурных» глаз. Длился он 40 дней.
Когда ребёнку исполнялся один год, его стригли наголо, а волосы сохраняли навсегда.
Ногти не стригли до той поры, пока младенец не мог зажать в кулачке мелкие монетки – причём, чем больше монета, тем лучше для будущего благосостояния.
Тот, кто первым увидел зубки ребёнка, должен был вручить малышу подарок.
Имена детям обычно давались на 10-й день, но нельзя было называть малышей именами близких родственников.
Люлька по наследству
Очень интересный и давний обычай, который был связан с рождением малыша, был у грузинов. Эти люди берегли в семье на протяжении многих поколений детскую люльку. А дальше передавали ее по наследству. Так грузины верили, что их род не переведется, а дружба между папами и дедушками будет крепкой, искренней и долговечной.
Предсказание будущего в Армении
Как только у малыша прорезается первый зубик, его родители устраивают праздник Агра Хадиню. Во время этого мероприятия малыша усаживают на пол, а вокруг него раскладывают самые разные предметы: ключи, монеты, рулетку, стетоскоп, книгу и предлагают малышу что-нибудь выбрать. В зависимости от выбора малыша ему предрекают будущее, к примеру, малыш, выбравший рулетку, во взрослой жизни, скорее всего, будет связан со строительством.
Цыганское счастье
Рождению ребёнка радовались в цыганской семье, как бы ни была она бедна и многодетна. Только после рождения первого ребёнка, особенно если это был мальчик, молодая женщина становилась полноправным членом семьи мужа.
Что касается поведения женщины, ждущей ребёнка, то тут существовали обычаи, а точнее суеверия – примерно того же типа, что и у всех народов Европы. Они носили магический характер. Например, беременной запрещалось смотреть на пожар – иначе на лице ребёнка могут появиться родимые пятна. Нельзя перешагивать через натянутую веревку, через забор - иначе пуповина может задушить ребёнка. Нельзя отгонять ногой собаку - иначе у ребёнка на теле может вырасти щетина. У цыган имелись также и вполне рациональные, здравые обычаи, продиктованные заботой о здоровье матери и новорождённого. Например, считалось невозможным отказать беременной в желаемой пище.
Ни в коем случае цыганка, ожидающая ребёнка, не подходила к беседующим мужчинам. Особенно строгим был закон, запрещающий ей перейти дорогу мужчине-цыгану, а также запряженной лошади.
Однако она по-прежнему ходила гадать, а, вернувшись, бралась в шатре за свои повседневные обязанности.
Для того чтобы сообщить соплеменникам о поле новорождённого, например, у кэлдэрарей существовал следующий обычай: на другое утро после родов одна из близких родственниц ходила с ведром чистой воды, взятой из колодца. В ведре должна была лежать иконка. Цыганка ходила по шатрам и брызгала водой на людей и домашнюю утварь. Когда она заходила в шатёр, то приветствовала хозяев в форме здравицы, например: «Те авен састе тай бахтале» (буквально: «Чтобы вы были здоровы и счастливы»). Хозяева спрашивали, кто родился, и желающие бросали в ведро серебряные и золотые монеты, которые затем передавались родителям новорождённого в качестве подарка.
Первые шесть недель мать и дитя особо тщательно оберегали от злых духов. Ребёнка повязывали красной лентой, чтобы его не сглазили. Старухи вешали детям не шею маленький мешочек, в котором лежали разные травы, кора дерева, поражённого молнией, ладан, кусочек тела летучей мыши. Это был талисман.
Женщину изолировали от членов табора, а по возможности и от членов её семьи. Она не должна была даже прикасаться к общей посуде. Ела она отдельно, а столовые предметы, которыми она в это время пользовалась, потом выбрасывали. Новорожденного никто, кроме матери, не брал на руки. Эти ограничения соблюдались шесть недель. Понятно, что такие обычаи позволяли соблюдать элементарные нормы гигиены и сводили к минимуму вероятность инфекции.
Существовал ряд обычаев магического характера, специально направленных на сохранение жизни ребёнку. Многие себе представляют цыгана с серьгой в ухе - а ведь это было не просто украшение. Серьгу вдевали в ухо как оберег. Если ранее в семье умирали дети, то новорождённому давали магическую защиту.
В цыганской семье, потерявшей нескольких детей, запрещалось есть куриные яйца.
Интересен обычай выкупа умирающего или больного ребенка чужим человеком с тем, чтобы исцелить его. В шатёр, где болел ребенок, заходил заранее выбранный родителями цыган (не родственник) и говорил:
- Лем лес анде дром, киндем лес пе дуй копейчи те траил манге, сар муро щав те авел зурало. - В буквальном переводе это означает: «Взял его с дороги, купил за две копейки, чтобы жил для меня и был, как мой сын, здоровым».
Гость давал родителям больного ребенка деньги или какую-нибудь вещь для ребенка, например, пояс или рубашку. Ценность выкупа не имела никакого значения, это могли быть и 2 копейки и 100 рублей. При этом ребенок оставался жить с родителями, то есть обычай носил символический характер.
Адыгея
Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течение года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву. И воспитание ребёнка растёт вместе с деревом, как часть этой природы. Ребёнок не чужое явление, а единое целое с природой. Человек –часть окружающей среды.
Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал так же крепко. Как правило, ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу через две недели после его рождения.
Все в жизни адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего. Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет умница, рукодельница, какая она будет добрая мама. Это поётся в высокой поэтической форме.
Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым, малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.
Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.
Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба дают скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.
«Первый раз побрить ребёнка»
Этот праздник проводится родителями отца. До года волосы девочек и мальчиков не стригут. Волосы, с которыми ребёнок родился, называют «Мышиные волосы». После года надо официально сбрить волосы. Приглашается человек покладистого характера и деловой. Кладётся кругом веревочка на колени бабушки и сажают на эту веревочку ребёнка. Если побрить по обряду, то считается, что вырастут волнистые волосы. Человек, который бреет, в дальнейшем считается, что он курирует жизнь ребенка и сопровождает его по жизни.
«Первый зуб выпал»
Пока не выпадут все молочные зубы, их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.
У многих народов принято также дарить молодой маме и другие подарки.
Подарки и дары для мамы
По чувашской традиции после рождения малыша муж дарил своей жене дорогие подарки: украшения, одежды. А в украинском Полесье был другой обычай. Когда ребенок появлялся на свет – муж высаживал дерево.
Азербайджан
Во время беременности азербайджанская женщина старается все время быть приветливой и обходительной, почаще задерживать свой взгляд на красотах природы: цветах, воде, небе. Считается, что это будет способствовать рождению красивого и здорового ребёнка.
После родов и обрезания пуповины младенца купают. В воду при купании добавляли соль: чтобы ребенок был правдивым, отличался смелостью и сообразительностью. Мать не приближается к новорожденному во время купания. Младенца приносят к ней уже после купания, чтобы с этой минуты уже больше не разлучаться.
Прибавление в семье новобрачных превращается в большой семейный праздник. Особая роль у матери невесты, которая готовит постель своему первому внуку или внучке. Как только ребенок появляется на свет, бабушка начинает праздничные приготовления: готовит шелковую постель, покупает колыбельку и всё это украшается алыми лентами. Навещать внука или внучку приходят через 40 дней после рождения: ребенку дарят подарки, а в колыбельку кладут деньги.
Когда у ребенка прорезываются первые зубки, дома из семи видов зерновых культур готовится еда и проводится обряд. Согласно верованию, благодаря этому зубы у младенца прорезаются быстрее и безболезненно.
Только после того, как ребенок достигает годовалого возраста, ему стригут ногти и впервые состригают волосы.
Эстония
Если желали, чтобы родился мальчик, под матрац клали топор, если девочка - иголку. Важным считался день и время рождения. Понедельник, среду и пятницу считали несчастливыми днями, когда не начинали ни одну работу. Несчастливыми они были и для начинания жизни. Ребенок, рождённый в воскресенье, был особенно счастливым, и это поверье сохранилось по сей день. Вечерний ребёнок был счастливым, а утренний должен был всю жизнь много работать, чтобы свести концы с концами. По всей Эстонии существует традиция, когда новорождёного принимали в одежду противоположного пола, мальчика в женскую рубаху и наоборот. Это делали для того, чтобы уберечь его от злых сил и чтобы ребёнок обязательно вступил в брак.
Для ребёнка промежуток времени от рождения и до крещения был самым опасным. Ребёнка никогда не оставляли одного и всю ночь горел свет. Имя ребёнку обычно давали в честь дедушек и бабушек или использовали церковный календарь. Ребёнку нельзя было давать имя отца или матери. Ребёнка крестили в возрасте 2-3 недель дома или в церкви. В Эстонии много малых остовов и отдаленных деревень и хуторов, которые пастор посещал всего несколько раз в году, поэтому все церковные обряды проводились там вместе, от крещения до отпевания покойника.
Киргизы
Рождение ребенка считалось у киргизов самым главным и радостным событием в жизни семьи и рода. Его благословляли на долгую и счастливую жизнь седобородые аксакалы, умудрённые опытом и имеющие большое уважение среди аильчан, пожилые женщины. Ребёнок в семье - это продолжатель рода и его традиций, это символ бессмертия народа. Поэтому ещё до рождения ребенка беременную женщину всячески оберегали от тяжёлых домашних забот, запрещали выходить за пределы аила без сопровождения, различными магическими действиями оберегали от нечистых сил и злых духов. Для предохранения от них беременная женщина прибегала к разным амулетам. Она обязательно привешивала к своей одежде амулет \"тумар\" с зашитым в неё изречением из Корана, также амулет из когтей медведя \"аюу тырмагы\", лапы филина \"укунун тырмагы\", охраняющий от \"кары\" и \"албарсты\". Амулет носили по левую сторону груди, возле плеча. Для охранения рожающей женщины от злых духов во время родов в юрте днём и ночью горел огонь. Около очага клали нож остриём к двери. На решётчатый остов юрты - \"кереге\", над головой женщины вешали заряженное ружьё. Эти предметы, по поверью, отпугивали и отгоняли злых духов и вредоносные силы.
По обычаю первой пищей новорожденного являлось топленное коровье масло - \"сары май\", которое ему давали сосать, затем надевали первую рубашку - \"ит койнок\" - собачья рубашка. Её шили из лоскутов белой ткани, взятой из белья у старого человека или у многодетной уважаемой старой женщины. Эту рубашку иногда сначала надевали на собаку (прикасаясь к её туловищу), а затем на ребёнка, отсюда её название. Все эти действия связаны с поверьем \"ырым\": прожить долгую и счастливую жизнь, быть здоровым и выносливым...
По случаю рождения младенца существовал целый ряд действий, наполненный необычной радостью. Это \"суйунчу\" - оповещение, с целью получить подарок за сообщение радостной вести, \"корундук\" - подарки за право посмотреть новорожденного первый раз, \"жентек\" или \"бешик той\" - пир, который устраивают в честь новорожденного всем сородичам. Особое значение придавали наречению имени - \"ат койуу\". По обычаю женщина не давала имя ребёнку. Эта миссия предоставлялась уважаемому человеку в аиле или \"азанчы\", приглашённому к тому моменту или тому, кто первым увидел новорожденного. При наречении имени новорожденного внимательно осматривали, обращали внимание на характерные черты и после этого давали имя, которое должно было соответствовать ребёнку.
Особыми действиями сопровождался обряд укладывания ребёнка в колыбель - \"бешик\". Старая женщина, укладывая ребёнка в колыбель, говорила: \"Менин колум эмес, Умай-эне, Батма, Зууранын колу\", - \"Не моя рука, а рука матери Умай, Фатимы, Зухры; \"Умай-эне уйку бер, бешик ээси бек сакта\" - \"Дай крепкий сон мать Умай, крепко храните хозяина колыбели\". Перед укладыванием в колыбель, которую устраивали на сороковой день рождения ребёнка, его омывали тёплой водой из сорока ложек - \"кырк кашык сууга киринту\", стригли утробные волосы - \"карын чач\", вместо \"ит койнок\" надевали другую рубашку - \"кырк кейнок\". Её шили из сорока лоскутов различной материи, которые мать или бабушка ребёнка выпрашивали у соседей, у старых людей. В этот день пекли обрядовые сорок лепешек на масле - \"май токоч\" или маленькие блины на сале - \"кырк челпек\" и раздавали их сорока детям.
По обычаю детей оберегали от злых духов и плохих глаз. Этой цели служили различные амулеты, которые привешивали к колыбели ребёнка или пришивали к одежде. Амулеты представляли собой различные части животных и птиц, бисер. Если в семье не выживали мальчики, родившемуся мальчику надевали на ногу браслет, продевали в ухо одну серьгу, заплетали косу и до обрезания одевали как девочку.
Обрядовые акты в отношении новорожденного малыша изобилуют наличием самых различных действий магического, анимистического характера. Всё это говорит о том, что сохранение и умножение потомства, считалось у киргизов главной заботой, смыслом существования. Благополучной считалась семья, имеющая десять и более детей. \"Балалуу уй-базар, баласыз уй-мазар\" - \"Дом с детьми - базар (в смысле веселая, счастливая семья), дом без детей - могила\" - говорили киргизы. Обычай иметь многочисленное потомство зародился ещё в глубокой древности, когда многолюдный род успешно справлялся с внешними опасностями. В условиях патриархально-феодальных отношений, когда патриархальная семья являлась главной экономической единицей общества, семья, имеющая много детей, боковых родственников (большая нераздельная семья) существовала гораздо благополучнее, нежели малочисленная.

Рождение ребенка в любой стране, в любые времена являлось самым важным событием и самым большим счастьем для каждой семьи. Ведь ребенок — это символ продолжения жизни, носитель фамилии, продолжатель семейной трудовой традиции, наследник накопленных знаний, умений и имущества.

В традиционном русском обществе наличие у человека семьи считалось первым необходимым условием и признаком правильной жизни. Семья без детей не мыслилась. Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака.

У русского народа, как и у любого друго существовали свои традиционные обряды, связанные с этим важным событием. Испокон веков старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей, сохранить хорошее самочувствие беременной для рождения здорового и крепкого малыша.

Так, беременную женщину освобождали, по возможности, от трудной работы и пытались удовлетворить ее запросы в пище и питье. Неисполнение ее желаний считалось грехом. Ей запрещалось употреблять определенные продукты, смотреть на некоторых животных, калек, слепых и других больных людей.


Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву),чтобы младенец был румяным. Чтобы негативные действия и недостатки окружающих людей не перешли на роженицу, женщину охраняли от нервных потрясений, испуга, ссор. Сама женщина, как правило, скрывала свою беременность как можно дольше, чтобы никто не сглазил ее и ее будущего ребенка, и чтобы роды не были тяжелыми.

Также, беременная женщина не должна была ссориться, гневаться, поддерживать сплетни, заниматься воровством и т.д., чтобы все эти действия по жизни не сопровождали ребенка, не передались ему. Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену. В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше из дома, чтобы домовой и священный огнь очага всегда могли прийти на помощь ей.

Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела совершенные даже в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. К постели роженицы и младенца подвешивались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами.

И в селах, и в городах, почти к каждой женщине при родах приглашали повивальную бабу. Привести ее надо было тайно, потому что считалось, что чем больше людей знает о родах, тем дольше будет мучиться роженица. Придя в дом роженицы, баба-повитуха открывала все окна, двери, открывала замки, развязывала все узелки, чтобы ребенку было легче появиться на свет, а также окропляли святой водой помещения, в котором находилась будущая мама. Женщина и повитуха отправлялись в баню - самое чистое и самое теплое место. Сразу после рождения ребенка повитуха перерезала пуповину, совершала необходимые действия и обряд первого купания. В воду для очистки опускали серебряные монетки, желая малышу богатства в будущем, в лечебных целях добавляли череду и соль.

Принося новорожденного в первый раз в избу, бабка передавала его на руку отцу, который сам клал его в люльку и тем как бы официально признавал его своим детищем. Для того чтобы ребенок был здоров и спокоен, его люльку кропили святой водой, окуривали ладаном и клали внутрь нее крестик.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья. Таким образом, современный обычай обвязывать новорожденного, спеленатого в одеяльце, при выписке из роддома лентой-мальчика синей (голубой), а девочку красной (розовой) имеет объяснение. У царского дома Романовых существовал обычай награждать новорожденного мальчика орденом Святого Андрея Первозванного (синяя орденская лента), а девочку - орденом Святой Екатерины (красная лента).

Почитали повитух в особый день - «бабины», или «бабьи каши», который отмечался на следующий день после Рождества Христова. В церковной традиции этот праздник называется Собором Пресвятой Богородицы и отмечается по сей день.

Придавалось большое значение и послеродовому периоду. Это был период сорокодневной изоляции родильницы от общественной жизни, от некоторых домашних дел. Существует масса народных примет, связанных с этим периодом жизни, например, при выходе из дома ей нужно было взять какой-нибудь оберег и т.п. Вообще, все ритуалы этого периода были направлены на скорейшее восстановление здоровья роженицы. Кроме того, это необходимый адаптационный период и для новорожденного, поскольку из-за отстутствия широкого круга контактов снижается опасность возможного заражения инфекциями и минимизируется стрессорное воздействие окружающей среды. Матери предписывалось все эти сорок дней думать только о ребенке, молиться о его защите.

Родины

Появление на свет ребенка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины.

В первые послеродовые дни устраивались родины: женщины-родственницы, соседки, в основном детородного возраста,- приходили проведать роженицу и приносили ее семье различную еду- хлеб, булку, пироги, печенье. Пришедших приглашали в дом и угощали. Родильница,приняв подарки и поблагодарив, уходила к ребенку, застольем распоряжалась свекровь - потчевала гостей пирогами и чаем. Мужчины, как правило, в родинах не принимали участия.Позднее, особенно в городах этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек». Сохранился он и поныне, чаще в форме подарков новорожденному от родственников и близких в виде игрушек, детской одежды

Крестины

Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье

До совершения обряда крещения на семейном совете обсуждалось имя, которым может быть наречен младенец. При этом, конечно руководствовались святцами. Но, как правило, наречение имени предоставлялось священнику. Он выбирал имя по святцам в соответствии с чествованием того или иного православного святого, совпадающим с днем крещения или рождения ребенка или близким к этому днем. Нельзя было выбирать имя святого, чей день памяти уже миновал, ибо такой святой не мог защитить ребенка.

Важным моментом был и остается выбор крестных родителей для ребенка или восприемников. Они считались вторыми родителями ребенка, его опекунами, покровителями и духовными наставниками. Приглашение в крестные было почетным, расценивалось как проявление большого уважения и доверия. Лучше выбирать крестных из числа близких людей - родственников или друзей.


Если в семье случались какие-то проблемы, то в трудную минуту крестные родители помогали заниматься ребенком. В случае, когда с родными родителями случалось несчастье, крестные родители заменяли родных. Крестный отец - кум, крестная мать - кума. В разных регионах к выбору восприемников подходили по-разному: возраст крестных, пол, один или двое. По мнению церкви, крестный должен быть один, мужчина у мальчика, соответственно женщина у девочки. После крещения считается, что младенец находится под охраной Бога от всевозможных болезней и зла.

Крещение ребенка считалось и сегодня считается одним из самых торжественных событий в жизни человека. Поэтому на празднование после крещения ребенка собиралось много гостей: родственники, соседи, знакомые. Какими бы разнообразными не были блюда на крестильном обеде, обязательно подавали кашу (гречневая или пшенная). Крестильную кашу готовили на молоке, даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла. Могли запекать в ней курицу или петуха (в зависимости от пола ребенка). Чтобы жизнь новорожденного ребенка была веселой и счастливой, гости произносили много пожеланий и по традиции крестные отец, мать и все приглашенные дарили подарки.

Загрузка...