aktabs.ru

«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев). Как становятся личностью? Практические шаги Личностью не рождаются личностью становятся эссе

Для подростка актуален вопрос: «Каким быть именно мне?», для юноши: «Кем быть?», отсюда вытекает совершенно самостоятельный вопрос: «Как жить?» И здесь мы выходим на необходимость педагогической поддержки, оказание педагогической помощи ребенку в его индивидуальном развитии. Анализируя работу с детьми разного возраста, особенно девиантного поведения, мы видим, что перенос на подростковый возраст привычных воспитательных мер оказывается неэффективным.

Особенно остро стоит на сегодня вопрос по сохранению контингента. Еще совсем недавно в нашей школе, так называемый «отсев» составлял 4 человека. Высветилась проблема, стали появляться находки, новинки, новые приемы работы. Была составлена развернутая комплексно-целевая программа. Первая заповедь которой – педагогическая этика: «Быть с ребятами рядом и чуть «впереди» (принцип гуманистической педагогики). Вторая – поиск причин нежелательного поведения ребенка. Собираем общие сведения о нем самом, о его родителях, других членах семьи микросоциальной среде, в которой развивался ребенок, его личностных качествах, – все, что влияет на его развитие.

Результаты педагогических выводов фиксируется в социально-педагогической карте школьника. Для школы «трудные» дети – прежде всего неуспевающие дети, а это – школьная проблема номер один. Здесь главное для педагогов создать условия, ситуацию успеха. На одном из педагогических советов нами разработана и реализуется «Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися». В комплексе это и работа с родителями, и индивидуальные программы обучения, досуговая деятельность и хобби. Нередко родители понимают, что отношения с ребенком нужно менять. Но как? Тогда мы предлагаем игру: Взрослый исполняет роль ребенка, учитель – авторитарный родитель. Этот прием дает сильный эффект.

И еще один аспект. Четыре конфликтных периода, которые ребенок проходит в процессе обучения – период адаптации. « Адаптационная программа», предлагает такую форму педагогической поддержки, как «Дни активного взаимодействия», помогает преодолеть столь сложный процесс.

Конечно, мы используем и традиционные методы воспитания: заседания Совета профилактики правонарушений, малые педагогические советы индивидуальные беседы, вовлечение школьников в секции, кружки; педагогическое просвещение родителей через

« Родительский всеобуч» и многое другое.

Главное – бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем.

На сегодняшний день в школе нет «отсева», снизилось число второгодников. Но и у нас не все так благополучно. Вызывает тревогу тот факт, что из 13 учащихся, состоящих на внутришкольном учете, пятеро – учащиеся начальной школы!

Все, что в наших силах, мы стараемся делать для этих детей. Выделены бесплатные

путевки в санаторий «Обские зори» Никулиной Ксении, Рудаковым Александру и Дмитрию, Волчек Валентине, в первую очередь эти дети получают талоны на питание. Попечительский Совет школы не отказывает и в материальной помощи на приобретение учебников и дидактического материала. Родители же находятся в позиции безучастности и решительно не хотят заниматься воспитанием своих детей. Одни, в силу свой «высокой компетенции» (Балакина О.Н.), другие – в силу своей педагогической неграмотности и нежелания изменить свой образ жизни (семья Степановых, Гуляевых). Ребенок становится свидетелем неблаговидных поступков своих родителей, и получает своего рода инструкцию, как жить.

На мой взгляд, в плане идеи педагогической поддержки Россия хоть и «не впереди платы всей», но идет вровень. Однако, родители, или так называемые неблагополучные семьи, следует ставить в более ответственное положение. И здесь следует обратиться к опыту западных школ – созданию ювенальных судов.

Эссе на тему “Личностью не родятся, личностью становятся” – (А.Н.Леонтьев)” обновлено: 31 мая, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школа - прекрасное время в жизни каждого ребенка и подростка, который взрослеет и развиваается. Конечно, оно осложняется выполнением различных заданий, одним из которых является написание сочинений и эссе. Данные работы чаще всего встречаются в выпускных классах (9-ом и 11-ом). Поскольку многие ученики выбирают для сдачи ГИА или ЕГЭ обществознание, то подготовиться к эссе по этому предмету нужно обязательно.

Потому сейчас в центре нашего внимания одна из главных тем по обществознанию: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Чтобы справиться с написанием работы, необходимо тщательно изучить теоретическую часть вопроса, быть подкованным по всем понятиям и обладать умением аргументировать свои мысли. Давайте попробуем справиться с поставленной задачей.

Основные пункты, которые надо знать

Для начала вы должны знать главные критерии, по которым будет раскрыта тема. Эссе обязано содержать следующие пункты:

  • Раскрытие смысла высказывания.
  • Теоретическое обоснование.
  • Использование аргументов.
  • Вывод.

Систематизируя свое сочинение под эти 4 пункта, вы добьетесь высоких баллов за вашу работу.

Проблематика и смысл

Прежде всего вчитаемся в тему "Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают". Проблема данной тематики - вот что нам необходимо выявить.

«Основной проблемой данной темы является развитие человека и его становление в обществе».

Также вы можете выразить данную мысль другими словами или же добавить что-то еще, однако выраженная проблема должна быть приближена к примеру. Самое главное, чтобы при работе с данной темой вы сами полностью понимали ее смысл.

Следующая наша задача - раскрытием смысла и теоретическое обоснование слов Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Основные понятия

Для того чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо апеллировать обществоведческими понятиями, заданными в теме:

  • Индивидуальность.
  • Личность.
  • Индивид.

Они и будут включены в само раскрытие смысла темы и должны быть гармонично вписаны, а не отдельными подпунктами.

В работе нет строгих ограничений по структуре, но вы должны понимать, что хаотично разбросанные части сочинения не помогут максимально раскрыть тему. Потому вы должны помнить, что каждая предыдущая часть должна быть логически связана с последующей.

Раскрытие смысла и теоретическое обоснование

Как говорил психолог Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». В чем разность этих понятий? Прежде всего, индивид - любой человек, который отличается от других существ более высоким развитием. Отсюда делаем вывод, что уже с рождения мы являемся индивидами. Это понятие свойственно каждому человеку.

С личностью же все иначе. Личность - это совокупность моральных, нравственных, умственных и социальных качеств, которые человек развивает в себе с процессом взросления.

Индивидуальность же - высшая степень развития человека. Индивидуальностью можно назвать того, кто обладает множеством различных личностных качеств, человека, отличающегося от общей массы людей характером, уникальностью и интересами.

«Индивидом рождаются, отстаивают. Смысл этого высказывания в том, что все мы индивиды. Пока мы взрослеем, мы становимся личностями. А вот чтобы стать индивидуальностью, необходимо постараться и доказать то, что ты обладаешь своим характером, мнением и интересами и способен их отстоять».

Аргументирование

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» - сочинение, для которого не так просто подобрать аргументы. Но давайте попробуем.

«Почему каждый из нас является индивидом? Все просто - обратите внимание на новорожденного ребенка. Да, все детки имеют различную внешность и даже некоторые привычки и повадки, однако в остальном они все одинаковы. Малыши еще не умеют строить длинные логические цепочки, пока не способны выражать своим мысли словами - они лишь находятся на стадии развития. Другое дело - личность. Личностью становятся в абсолютно разном возрасте.

К примеру, юный Дмитрий Донской уже в 11 лет отправился в Золотую Орду за ярлыком, и в этом возрасте начинал свою борьбу за звание князь Всея Руси. Действительно, уже к 11 годам мальчик обладал множеством личностных качеств».

Таким же образом вы можете продолжать рассуждать дальше по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе может содержать аргументы из истории, литературы, СМИ или личной жизни.

«Для того чтобы быть индивидуальным, необходимо это доказать. Примером индивидуальности может послужить великий художник Винсент Ван Гог, картины которого по сегодняшний день восхищают и завораживают, отбрасывая все сомнения в индивидуальности этой личности».

В своем эссе вы можете приводить и отрицательные примеры, если они вам более известны.

«Не каждый человек может стать личностью и индивидуальностью. В наши дни до сих пор существует множество преступников, которых нельзя назвать личностями, ведь у многих из них искажены и принципы. А человека без этих норм личностью назвать нельзя».

Не зная конкретных примеров, вы можете самостоятельно придумать их, приводя конкретные случаи.

Заключение

После того как вы соблюли все критерии по теме, смысл может считаться полностью раскрытым. Ученику остается подвести итог собственному эссе, сделать вывод и высказать вои мысли.

«Я считаю высказывание «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» верным. Я не раз за свою недолгую жизнь встречал людей, которые доказали свою индивидуальность и являются настоящим примером для подрастающего поколения».

Также вы можете изложить иную точку зрения: «Я считаю высказывание Асмолова не до конца верным. Да, все мы рождаемся индивидами, но каждый из нас уже обладает личностными качествами, потенциалом и способностями, а значит, и индивидуальностью».

Вывод

Таким образом, вы сможете полностью раскрыть проблемы и смысл своей работы по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе должно содержать примерно 150 слов - этого достаточно, чтобы изложить все необходимые мысли и аргументы, также вы можете приводить больше примеров, но не стоит превышать рамки в 350 слов. Если все сделаете правильно, вы получите высокий балл за свою работу.

А.Н. Леонтьев,на мой взгляд, хотел тем самым сказать, что личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется в процессе социализации личности, т.е. постепенно. Всем известно, что младенцы не могут выражать свои мысли, так как их мозг еще не достаточно развит; не могут выражать свои взгляды и вкусы, не имеют моральных ориентиров. Их поведение поначалу подчинено инстинктам.

Сам термин "личность" означает внутреннюю особенность человека, его духовный мир (мнения, интересы, ориентиры). Личностью человек становится в процессе такого явления как социализация. Под социализацией понимается процесс адаптации человека к общепринятым правилам поведения в обществе, его традициям и ценностям.

Примером подтверждающим истинность данного высказывания может служить роман писателя А.Н. Толстого "Война и мир". В нем главный герой - Пьер Безухов представлен как наивный добродушный молодой человек, однако на протяжении произведения его взгляды, ценности и ориентиры меняются.

Также можно вспомнить всем известные случаи нахождения так называемых детей-маугли, которые жили и воспитывались животными. Они не умели говорить, не имели развитого мышления и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек становится личностью не в момент своего рождения, а постепенно, проходя процесс социализации.

«Индивидом рождаются, личностью ста­новятся,

индивидуальность - отстаивают»

(А. Г. Асмолов).

Автором этого высказывания является современный российский психолог, политик и учёный – Асмолов Александр Григорьевич, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития.

В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности.

Для анализа данного высказывания необходимо обратиться к понятиям «индивид», « личность» и «индивидуальность».

Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность).

В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. - словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. При рождении каждый ребенок индивид. Он может иметь сходства с родителями, но природа наделяет его не только биологическими качествами, но и индивидуальными чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет.

В процессе социализации индивид становится личностью.

Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям.

Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Понятие «личность» многозначно, в курсе обществознания под ним понимается:

Человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально – значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни;

Особое качество человека, приобретаемое им в социо - культурной среде в совместной деятельности и общении;

Результат процесса воспитания и самовоспитания.

Далеко не каждого можно назвать личностью. Например, человеческий ребенок – лишь кандидат в личность. Он еще не отдает отчет своим действиям, у него не сформировалось собственное мировосприятие.

Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Она происходит: в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля. Иногда, в нашем современном обществе приходиться наблюдать и обратную, подчас трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей.

Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида», по типу различных мифических личностей, а на другом - «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли).

Личность - это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как индивида и личности, набор его уникальных свойств, и именно в уникальных особенностях, в своеобразии человека проявляется индивидуальность.

За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.

Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры.

В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности. Асмолов А.Г., в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. Главное – не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому автор не случайно говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Это нелегко сделать в обществе, которое мыслит стереотипно, но нужно верить в себя, понять, что человек имеет право быть непохожим, ни на кого. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

Безусловно, все люди влияют друг на друга и служат агентами социализации. Для ребенка агентом социализации на первоначальном этапе раннего развития является такой важный социальный институт, как семья. Родители объясняют ребенку, что хорошо и что плохо, формируют ценностные ориентации, приобщают к нормам культуры и общества. Но, к сожалению, бывают случаи, когда родители не занимаются воспитанием своих детей, что является причиной усвоения негативных для общества ценностей и развития девиантного поведения. Приведу пример из литературы, доказывающий верность моих суждений и подтверждающий высказывание. Вспомним пьесу Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», в которой ключевую роль играет бездарь Митрофанушка. Он стал жертвой неправильного воспитания своей глупой матери, госпожи Простаковой, избаловавшей своего сына и не давшей ему правильного образования. Не должно возникать сомнений в том, что юный невежда не сможет стать выдающейся личностью и добиться успеха, ведь интернализация норм и ценностей, принятых в его семье, не соответствовала общепринятым.

Несомненно, важной частью социализации индивида, которая происходит на протяжении всей жизни человека, является общение и способность взаимодействовать с другими людьми. Средний этап социализации индивида, который происходит в таком социальном институте, как школа, может играть самую главную роль в жизни человека, потому что порой в нем приобретаются знакомства на всю жизнь. Для примера можно обратиться к моему личному социальному опыту, который прекрасно доказывает неоспоримую подлинность высказывания Алексея Николаевича Леонтьева. Мой сосед с пятого этажа – Антон Прохоров, был обеспеченным ребенком из благополучной семьи, на четыре года старше меня. Но занятым работой родителям было некогда им заниматься, воспитывать его, проводить с ним много времени, поэтому этим с ним занимались специально нанятые люди – няни, гувернантки, учителя. Он был способным в точных науках юношей, но не мог развить к ним интерес. В этом ему помог его одноклассник, с которым они вместе подружились в 9 классе. Упорно занимаясь математикой и физикой с ним, благодаря его влиянию на свои интересы он отлично учился, был победителем многих областных и всероссийских олимпиад, а два года назад смог поступить в Московский Авиационный Институт на Аэрокосмический факультет. Его успеваемость является лучшей среди других учащихся. В будущем он желает стать инженером на космодроме «Восточный». Данный пример условный, но прекрасно показывает разницу между понятиями индивид и личность.

Таким образом, мы приходим к выводу, что человеком рождаются, но личностью становятся в процессе социализации.

Загрузка...