aktabs.ru

Интеграционные процессы евроатлантической цивилизации. Евро-атлантическая цивилизация. Либерализм и «неоконсервативная революция»

1. Военно-политическое сотрудничество стран.

2. Экономические отношения России с ЕС, состояние и перспективы.

3. Экономические отношения России с США, состояние и перспективы.

Говоря о военно-политическом сотрудничествеЕвроатлантической цивилизации с Россией, следует рассмотреть отношения Российской Федерации с НАТО. Так как «перезагрузка» российско-американского диалога неизбежно должна была повлиять и на взаимодействие по линии Россия – НАТО. Операция Североатлантического альянса в Афганистане наглядно показала ограниченные возможности западного лидерства в мире. Она способствовала тому, что отношения между Москвой и НАТО все больше ставятся в глобальный контекст и отчасти ориентируются на отражение общих угроз. Вместе с тем эти новые императивы сами по себе отнюдь не исключают появления новых причин для столкновения интересов, которые порождаются уже современной эпохой. Это, к примеру, п роблема ПРО в отношениях между Россией и НАТО, судьба Договора об обычных вооруженных силах в Европе после объявления в 2007 г. Москвой моратория на его соблюдение. Те проблемы, которые разделяли Россию и НАТО, со времени окончания холодной войны, в большей или меньшей степени продолжают влиять на их взаимоотношения и в период российско-американской «перезагрузки». Взаимное недоверие само по себе не снимается из-за прихода к власти в США нового президента – при всей его доброй воле в отношении России и его готовности снизить накал критики в ее адрес из-за определенных спорных сторон ее внутренней и внешней политики. НАТО – это не только инструмент американской гегемонии, это союз 28 государств – очень разных по своему потенциалу и влиянию, но при этом способных оказывать воздействие на повестку дня российско-натовских отношений. Необходимо помнить, что дискуссии внутри НАТО в период подготовки новой стратегической концепции альянса, ход обсуждения некоторых ключевых проблем российско-натовского сотрудничества свидетельствуют о том, что старый взгляд НАТО на Россию как на элемент, «посторонний» по отношению к НАТО-центристской системе безопасности, все-таки сохраняется. Насколько, как Вы думаете, осуществима идея «глубокого сближения» России с НАТО вплоть до возможного вступления, все более оживленно артикулируемая в западной экспертной среде и подхватываемая либеральными кругами в самой России? Как Вы оцениваете положение, что задача России – не пристраиваться к существующим и постепенно изживающим себя институтам, а работать вместе с западными (и незападными) партнерами на равноправной основе с целью выстраивания новой европейской и мировой архитектуры поверх устаревших разделительных линий.



По второму вопросу необходимо рассмотреть пути, направления развития экономических отношений Российской Федерации со странами Ев­ропейского Союза. Изучить активное сотрудничество стран ЕС и России. Проанализировать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сооб­ществами и их государствами-членами, с другой стороны. Определить це­ли этого партнерства. Для чего создаются условия для учреждения зоны свободной торговли между Россией и Сообществом? Как Вы можете оценить взаимоотношения России с ЕС по этому направлению?

По третьему вопросу нужно показать место России в экономическом взаимодействии с США, приоритеты развития этого направления, ошибки и положительные стороны. Дать оценку нынешнему состоянию и определить перспективы экономических отношений России с США.

Для более глубокого изучения темы необходимо использовать материал, размещенный на официальном Интернет-сайте Совета Россия-НАТО, перейдя по ссылкеhttp://www.nato.int/cps/ru/ natolive/topics_51105.htm.

Литература

1. Пресс-конференция по итогам заседания Совета Россия–НАТО. – Президент России. Официальный сайт. http://www.kremlin.ru/ transcripts /9570 (дата обращения: 14.06.2012).

2. Смирнов П. Россия – США – НАТО: возможности сотрудничества в сфере европейской безопасности//PERSPEKTIVY.INFO.RU: портал «Перспективы. Фонд исторической перспективы» .http:// www. perspektivy. info/oykumena/ amerika/rossija __ ssha__nato_ vozmozhnosti _sotrudnichestva_v_sfere_jevropejskoj (дата обращения: 14.06.2012).

3. Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции с Генеральным секретарем НАТО А.Фогом Расмуссеном по итогам встречи участников выездного заседания СРН с Президентом России Д.А.Медведевым, Сочи, 4 июля 2011 года. http://www.ln.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/834d8f10fc3851dbc32578c30063402c!OpenDocument (дата обращения: 14.06.2012).

Государство благоденствия

Во второй половине ХХ века в странах Западной Европы и Северной Америки сложилось так называемое «государство благоденствия».

Определение 1

Государством благоденствия называют демократическое государство, гарантирующее своим гражданам некий уровень благосостояния и социального обеспечения в условиях рыночной экономики.

Становление «государства благоденствия» пришлось на 40-50-е годы. В 60-х - начале 70-х годов наступил его расцвет. К 1975 году во всех западных странах сложились эффективные системы социального обеспечения:

  • Государство возложило на себя обязанности по поддержке всех социально незащищенных категорий общества.
  • Большинство взрослого населения было охвачено страхованием от безработицы, несчастных случаев, болезней, получило право на пенсию по старости.
  • Государство возложило на себя также регулирование отношений между работниками и предпринимателями.
  • Государство все более активно стало вмешиваться в экономические процессы, но не за счет сокращения демократии, а, напротив, при ее расширении.

Становлению "государства благоденствия" также способствовала "холодная война". Следуя политике "сдерживания", Запад должен был создать справедливое и благополучное общество, чтобы обезопасить себя от проникновения подрывных коммунистических идей.

Однако «государство благоденствия» не смогло решить все проблемы. 70-е годы были отмечены падением темпов экономического развития, ростом безработицы, сбоями в системе социальной защиты. Возникло новое движение, критиковавшее «государство благоденствия», - «консервативная волна».

Его сторонники настаивали на сокращении социальных расходов и уменьшении роли государства в экономике, однако, система социальной защиты осталась неприкосновенной, лишь приведена в соответствие с экономическими возможностями. Таким образом, «государству благоденствия» удалось пережить «консервативную волну».

Евроатлантическая цивилизация

Вторая половина ХХ века стала также временем становления и укрепления евроатлантической цивилизации

Замечание 1

Термин «атлантизм» впервые обосновал американский геополитик Н. Спикмен. Его идея заключается в том, что роль Средиземного моря как ареала распространения европейской цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном побережьях которого проживают народы, которые связывают единство происхождения, культура, общие ценности. Этим предопределенно неизбежное сближение стран атлантического пространства во главе с США – наиболее сильной державой региона.

Укреплению «атлантической солидарности» способствовало принятие США в 1947 г. «плана Маршалла», представлявшего программу помощи странам Западной Европы. Об общих принципах, ценностях, интересах в поддержании стабильности и процветании стран северной Атлантики говорится в договоре о создании Организации Североатлантического договора (НАТО).

В политический дискурс понятие «атлантизм» вошло после того, как 1961 г. президент США Дж. Кеннеди заявил о так называемом Великом проекте создания Атлантического сообщества», предполагавшем укрепление единства государств Север-ной Америки и Западной Европы.

В качестве базового элемента Евроатлантической цивилизации выступают США, Великобритания, а также ее «белые» доминионы (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество указанных стран с государствами континентальной Западной Европы способствовало более тесному союзу. После того, как в послевоенный период Германия, Италия, Испания, а в конце 80-х годов и восточноевропейские государства выбрали либерально-демократические принципы организации политической жизни, границы евроатлантизма значительно расширились.

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Объекты оценивания

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ
Умения
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических, культурных проблем. контрольная работа самостоятельная работа
Знания
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков XX и XXI; контрольная работа самостоятельная работа
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX и начале XXI века; контрольная работа самостоятельная работа
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) экономического и политического развития ведущих государств и регионов мира; контрольная работа самостоятельная работа
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; контрольная работа самостоятельная работа
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; контрольная работа
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения самостоятельная работа
Промежуточная аттестация по дисциплине Итоговый дифференцированный зачет

Контрольно-оценочные средства

Тема 1. Ускорение научно–технического развития и его последствия.

Самостоятельная работа №1

Заполнить таблицу: «Ускорение научно - технического развития и его последствия».

Выполнение контрольного теста по теме №1«Ускорение научно-технического развития и его последствия».

В заданиях № 1 – 2 необходимо расшифровать аббревиатуру:

1. ТНК – ____________________________.

2. ТНБ –_____________________________.

В заданиях № 3 – 5 необходимо дать определение понятиям:

3. ТНБ – это ……

4. ТНК – это …..

5. АСЕАН - это ……

В заданиях № 6 – 13 выберите один правильный ответ

6. Выберите один правильный ответ: развитие ТНК свидетельствует:

А) о глобализации Б) о сепаратизме В) о деурбанизации Г) ни один ответ не верен

7. Выберите один правильный ответ: развитие ТНК способствует:

А) НТ прогрессу Б) деконцентрации экономики В) глобализации Г) все ответы верны

8. Выберите один правильный ответ: развитие ТНК и ТНБ ведет:

А) к деурбанизации стран Азии и Африки Б) к развитию инфраструктуры в странах Азии и Африки

В) к независимости слаборазвитых стран Г) все перечисленное верно

9. Укажите, что НЕ относится к причинам ускорения научно-технического прогресса во 2-ой половине ХХ века:

А) демографический взрыв Б) деятельность ученых-одиночек

В) Г) гонка вооружений

10. Укажите, что НЕ относится к научно-техническим достижениям 2-ой половины ХХ века:

А) радио Б) полет в космос В) телевидение Г) интернет

11. Укажите, что НЕ относится к основным чертам информационного общества:

А) рост значения образования и творчества Б) децентрализация производства и рабочей силы

В) снижение мобильности населения Г) рост равенства возможностей

12. Укажите, что НЕ относится к результатам деятельности транснациональных корпораций:

А) глобализация экономических связей Б) обострение конкуренции в научно-технической сфере

В) усиление влияния государства на национальную экономику Г) увеличение неравномерности экономического развития отдельных стран

13. Укажите, что НЕ является основополагающим элементом среды обитания современного человека:

А) офис Б) автомобильная пробка В) супермаркет Г) крестьянский двор

В заданиях № 14- 15 необходим развернутый ответ

14. Объясните, в чем проявляются положительные последствия транснационализации экономики.

15. Объясните, в чем проявляются отрицательные последствия транснационализации экономики

Тема 2. Социальные процессы в информационном обществе .

Практические занятия№1

Работа с текстовым материалом: «Наемные работники: служащие и средний класс. Новые маргинальные слои. Маргинализация, зоны социального упадка, маргиналы новые, сепаратизм. Ренессанс социального поведения; средний класс – основные черты, «революция управляющих»; меритократия».

«Новые маргинальные слои»

Изменение образа и условий жизни большинства населения развитых стран на постиндустриальном этапе общественного развития не для всех его слоев оказывается благом. В любом обществе всегда существует группа социальных аутсайдеров, по различным причинам оказавшихся на обочине общественного развития, стоящих вне системы социальных связей и отношений. Это - маргиналы, люди лишенные собственности, социально значимого статуса, не обладающие навыками или способностью к труду. с повышение общего уровня благосостояния, развитием социальной политики государство и общество берут их на свое иждивение, обеспечивая им сносные условия существования. Однако с 1970-х гг проблема маргинализации приобрела новое измерение.

Причины и формы маргинализации. Новый маргинализм качественно отличается от прежнего, традиционного. В современном его понимании само понятие «маргинал» не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становиться любое лицо, способное к производительному труду, но неспособное реализовать эту способность, оказывающееся вне социальных связей и отношений.

Прежде всего с проблемой маргинализации сталкиваются многие лица пенсионного возраста. Будучи, как правило, достаточно обеспеченными людьми, с увеличением средней продолжительности жизни, благодаря улучшению медицинского обслуживания они сохраняют способность трудиться. Однако общество ограничивает или исключает для них возможности трудовой деятельности. А с ее прекращением рвется значительная часть социальных связей, люди выпадают из привычной для них среды, ритма работы, то есть маргинализируются. Для них возникает проблема новой социализации в изменившихся условиях жизни.

Другая часть новых маргиналов – жертвы структурных изменений в экономике, исчезновение целых отраслей и профессий, чей труд стал выполняться роботами, автоматами. Не все и всегда могут заново адаптироваться к новой экономической реальности. С точки зрения уровня жизни, они защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяет утраченных социальных связей. Общество долгое время главным материальное обеспечение людей, принадлежащих к этой группе. Вопрос повышения их социльного статуса, роли в общественной жизни никем и никогда всерьез не рассматривался.

Третья группа маргиналов – это молодежь, лишь вступающая в трудовую жизнь, для которой безработица становиться почти профессия по нескольким причинам. Прежде всего, из-за разрыва между потребностями производства и уровнем, направленностью обучения. Университеты стали превращаться в фабрики по производству безработных, тем более, что предприниматели предпочитают брать на работу людей имеющих определенный опыт, трудовые навыки.

Нередким фактором маргинализации людей в трудоспособном возрасте оказываются физические и умственные недостатки, связанные, допустим с ухудшением состояния окружающей среды, информационными нагрузками. Удельный вес людей с нарушениями здоровья в общей численности населения развитых стран к концу века был различным – от 22,7 % в Австрии до 2,3 % в Японии.

Маргиналы, особенно молодежь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Маргинальная масса чрезвычайно остро ощущает потребность быть «кем-то». Она весьма податлива к любой пропаганде, обещающей улучшить ее социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Ее сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в ряде развитых стран фактором нарушения общественного порядка являются не традиционные социальные конфликты, забастовки (они, как правило, проходят в форме установленной законом), а акты насилия, вандализма, уличные беспорядки, вызываемые, на первый взгляд случайными обстоятельствами, не сопровождающиеся выдвижением четких социальных или политических требований.

Очевидно в развитых странах ив ХХI веке будут сохранять актуальность проблема социальной и профессиональной адаптации маргиналов в систему общественных связей и отношений.

Зоны социального упадка . Специфической формой маргинализации в информационную эру стала региональная, затрагивающая интересы и материалное благосостояние жителей отдельных районов.

Внутри большинства государств выделяются территории с различными экономическими укладами, соответствующие с их образом жизни: постиндустриальным, индустриальным, высокотехнологическим аграрным, докапиталистическими укладами (натуральным, плантационным хозяйством), а также находящиеся в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какой из укладов является преобладающим. В тоже время, когда в отдельных регионах одного и того же государства уклады очень сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие последствия.

Там, где концентрируются отрасли, становящиеся неперспективными, закрываются предприятия, возникают зоны экономическог и, соответственно, социального упадка. Положение в этих регионах характеризуется более высоким по сравнению с общенациональными показателями уровнем безработицы, спадом деловой активности, оттоком высококвалифицированной рабочей силы в более процветающие районы. Это приводит к понижению уровня жизни в регионе, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Сокращаются возможности решения социальных проблем, оказания поддержки малоимущим слоям населения, падает качество образования и здравоохранения.

Рост внутреннего многообразия, различий в положении, интересах и укладе отдельных регионов нередко порождает (или усиливает) региональный сепаратизм, с проявлениями которого сталкиваются многие многонациональные государства. Его источником выступает недовольство политикой центра власти, который обвиняется либо в недостаточном внимании к развитию зон упадка, либо напротив, в несправедливой эксплуатации ресурсов процветающих регионов.

Особенно остро проблема регионального сепаратизма чувствуется там, где большинство населения составляют этнические меньшинства. В 1970-1980-е гг обострилась проблема франко-язычной провинции Квебек в англоязычной Канаде. В Великобритании усилились требования автономии, вплоть отделения от Соединенного Королевства, с ее богатыми запасами нефти на прибрежном шельфе. Одновременно усилились требования автономии в Уэльсе, где пришла в упадок угледобывающая отрасль. В Испании требовало автономии большинство провинций, самая беспокойная – Баскония – добивалась независимости. Во Франции сходные требования выдвигали националисты на Корсике, оказавшиеся в стороне от индустриального развития. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. В Бельгии два основных этноса, валлонцы и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.

Решению проблем маргинализации отдельных регионов содействуют специальные программы из развития, принимающиеся на государственном уровне. В рамках Европейского Союза действуют соответствующие общеевропейские программы помощи регионам, признанными зонами социального бедствия».

ВОПРОСЫ:

1. Объясните термин «маргинальные слои общества».

2. Чем обусловлено появление «новых маргиналов» в постиндустриальном обществе? Какие группы населения к ним относятся?

3. Существуют ли в нашем обществе проблемы маргинальных слоев? Приведите пример.

4. Как связана с маргинализацией проблема «зон социального бедствия»? Почему они появляются в развитых странах?

5. Назовите зоны маргинализации в странах СНГ и Пермском крае. Укажите возможные причины из появления.

Самостоятельная работа №2

А) Феминистское движение Б) Движение антиглобалистов

В) Появление общества «зеленых» Г) Возрождение Ку-клукс клана

В задании №14 необходимо расшифровать аббревиатуру:

14. Расшифруйте следующие аббревиатуры:

А) ЕОУС__________________________________________________________________________.

Б) ЕЭС____________________________________________________________________________.

В) ООН___________________________________________________________________________.

Г) ВТО____________________________________________________________________________.

Д) ЕС_____________________________________________________________________________.

В задании № 15 установите соответствие Образец заполнения: 1-Б, 2-А, 3-Г.

15. Соотнесите интеграционные образования и страны, которые в них входят:

Тема 3. Этносоциальные проблемы в современном мире.

Практические занятия №2

Самостоятельная работа №3

Работа с текстом Декларация о расе и расовых предрассудках. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека. (Прочитать, выписать основные положения документов)

ИНСТРУКЦИЯ

1. Используя СМИ, интернет ресурсы, изученный материал, подготовить материал об одном из межэтнических конфликтов по плану:

А) факторы, способствующие развитию межэтнического конфликта;

Б) причины межэтнического конфликта;

В) формы проявления;

Г) результат межэтнического конфликта;

Практическое занятия №3

Общество всеобщего благоденствия: понятие, общие черты. Социально ориентированная рыночная экономика

«Евроатлантическая цивилизация «общества благоденствия»

«Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893-1943). Согласно его идеи, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинистической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это, по его мнению, предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них. Основы 2атлантической солидарности», заложенные в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг., укрепились после принятия США в 1947г. «плана Маршалла», программы помощи странам Западной Европы. Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949г. В договоре о создании военно-политического союза – Организации Североатлантического договора (NATO). Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях «холодной войны» совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества и различное понимание приоритетов в противостояни международному коммунизму, согласовывать свою политику. В политический лексикон термин «атлантизм» вошел после 1961г., когда президент США ДЖ. Кеннеди выдвинул так называемый Великий проект создания Атлантического сообщества, предполагавший укрепление единства стран Северной Америки и Западной Европы . США поддерживали интеграционные тенденции в Западной Европе, взаимодействовали с союзниками в рамках международных организаций – структур ООН, ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (гатт), Международного валютного фонда (МВФ), семерки наиболее развитых стран мира, регулярные встречи глав правительств которых начались с 1975 г. Базовым элементом Евроатлантической цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые доминионы» (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. С принятием Германией и Италией после войны, а затем м восточноевропейскими государствами, либерально-демократических принципов организации политической жизни рамки евроатлантизма еще более расширились.

«Общество всеобщего благоденствия»: основные параметры

После завершения Второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики. Правительство европейских западных стран учли опыт революционных событий в России в 1917г., установление тоталитарных диктатур в Италии и Германии. Этот опыт наглядно показал, что недооценка значения социальной стабильности, особенно в кризисные периоды, ведут к краху политической системы. не случайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах, начался процесс формирования социально ориентированной рыночной экономики . Опыт ХХ век, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. В процессе модернизации, реконструкции, неизбежно нарушающих равновесие в обществе. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-х гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения производственного дохода.

Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после Второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны – общенациональная задача. При проведении финансовой реформы 1948г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и выплаты обменивались в пропорции 1:1, половину вкладов можно было обменять по курсу 1:10. С учетом того, что вклады принадлежали в основном имущим, данная мера повышала степень социального равенства. Денежные обязательства банков были аннулированы, обязательства предприятий пересчитаны по курсу 1:10. Единовременно получив наличность для выплаты зарплаты, далее предприятия должны были существовать за счет реализации своей продукции. В 1951г. Был принят закон, внедривший практику социального партнерства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда. Это и заложило основу германского «экономического чуда» - ускоренного развития 1950-1960 – х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

В США в 1960-е гг. при президенте Л.Джонсе была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

В рамках социально ориентированной рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержке малоимущих. В начале ХХ века государство тратило средства больше на армию и полицию, через бюджет перераспределялось, в среднем от 10 % до 15% валового внутреннего продукта (ВВП). Большая часть расходов направлялась на развитие системы образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создания новых рабочих ест.

Важное значение для решения социальных проблем имело расширение и укрепление правовой основы обеспечения интересов трудящихся в социальной сфере. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая, составная часть основных прав человека, а их соблюдение как признак существования правового государства. Это нашло отражение в национальных конституциях, международно-правовых документах. Государство достигает целей своей социальной политики различными средствами. Наиболее очевидный метод – прямое финансирование социальной сферы за счет бюджетов центральных и местных органов власти. Бюджетные средства направляются на создание новых рабочих мест, на развитие государственной системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, выплату пособий по безработице, нетрудоспособности, программы развития территорий, ставших зонами социального бедствия, жилищное строительство для малоимущих и т.д.

Возможности финансирования социальной сферы ограничены бюджетами центральных и местных органов власти. Их основным источником являются прямые и косвенные налоги, постоянное повышение которых, даже для благих целей, невозможно. Слишком высокий уровень налогообложения делает невыгодным расширение производства, вызывает отток капитала за границу, что рано или поздно подрывает конкурентоспособность экономики на мировых рынках, стимулирует экономические трудности, обостряющие социальные проблемы.

Широко распространены методы проведения социальной политики. Так, система налогообложения выступает не только источником ресурсов реализации социальных программ. Она играет роль средства регулирования соотношения доходов бедных и богатых граждан. В 1990-е гг. в развитых странах соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей составляло от 1:4,3 в Японии, до 1%7,4 в США (в России эта пропорция составляет 1:11,4 (16раз)). Система прогрессивного налогообложения, больший налог на лиц, получающих большие доходы, налог на недвижимость, которой больше у богатых, на наследство не исключала возможности получать большую оплату за более сложный, квалифицированный труд. В тоже время эта система понижала уровень социальной зависимости. В условиях рыночной экономии государство прямо не вмешивается в процесс ценообразования. Однако существуют косвенные меры (такие как антимонопольное законодательство в США, установление фиксированных цен на продукцию государственных предприятий, маневр налогами на импортную продукцию, антиинфляционная политика и т.д.), которые позволяют добиваться стабильности цен на относительно низком уровне.

Важным рычагом социальной политики государства является законодательная деятельность. Особенно это относиться к той сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшись с социальной несправедливостью, может опереться на закон, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1395г, в большинстве стран Европы после Второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только сократились, но даже возросли. В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес».

ВОПРОСЫ:

1. Выделите факторы, способствующие созданию Евроатлантической цивилизации.

2. Выделите основные признаки общества «всеобщего благоденствия» в сформировавшейся цивилизации.

3. Чем вы объясните, что именно США стали лидером и центром Евроатлантической цивилизации.

Самостоятельная работа №4

Составить конспект: «Кризис модели общества 70 годов 20века. Неоконсервативная революция. ЕС, «одномерный человек», «новые левые», «красные бригады», «красная армия», «горячая осень». Радикализм. Неоконсерватизм, либерализм».

Сравнительный анализ: «Социал–демократия и неолиберализм». (Дать определение понятиям, когда, где возник, сравнить основные идеи и взгляды, кто и когда из политиков второй половины ХХ – ХХI вв реализовывал).

Подготовить реферат. Политический портрет одного из политиков неоконсерватизма, неолиберализма . (Используя СМИ, интернет ресурсы, изученный материал, создать политический портрет одного из политиков неоконсерватизма и неолиберализма).

Выполнение контрольной работы по теме № 4 «Евроатлантическая цивилизация: от «общества благоденствия» к неоконсервативной революции».

1. На каких основах сформировалась «евроатлантическая цивилизация»?

2. Какие страны первоначально входили в эту цивилизацию?

3. Раскройте смысл понятия «общество всеобщего благоденствия».

4. Что такое неоконсерватизм?

5. Назовите государственных деятелей, проводивших идеи неоконсерватизма во внутренней политике своих стран. Каковы были основные меры этой политики?

Тема 5. Пути развития стран Восточной Европы и СССР.

Самостоятельная работа №5

ИНСТРУКЦИЯ

Работа должна содержать информацию об источнике (где взят материал, дата издания газеты, журнала, автор статьи, название сайта, временные рамки анализируемой ситуации), работу оформить в РР. Объем не более 10 слайдов. Материал должен грамотно и четко структурирован.

1) Используя СМИ, интернет ресурсы, изученный материал, подготовить материал об одном из государств Восточной Европы. (внутренняя и внешняя политики).

Выполнение контрольного теста по теме № 5 «Пути развития стран Восточной Европы и СССР».

В заданиях № 1 – 15 выберите один правильный ответ

1. Укажите страну Восточной Европы, в которую ввел свои войска Советский Союз в 1956 году:
А) Болгария Б) Чехословакия В) Венгрия Г) ГДР

2. Создание ОВД произошло:

А) в 1955г. Б) в 1956г. В) в 1957г. Г) в 1961г.

3. Создание ОВД произошло, когда руководителем СССР был:

А) И.В. Сталин Б) Н.С. Хрущев В) Л.И. Брежнев Г) М.С.Горбачев

4. Совместная военная акция стран Варшавского Договора в Чехословакии состоялась:

А) в 1966г. Б) в 1967г. В) в 1968г. Г) в 1985г.

5. Укажите причины ввода советских войск в ЧССР:

А) реформы, проводимые в ЧССР, могли подорвать влияние СССР в стране Б) возникла угроза распада на Чехию и Словакию

В) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений Г) ни один ответ не верен

6. Одной из задач внешней политики СССР в 1965-1985гг. было:

А) невмешательство во внутренние дела других стран Б) установление дружеских отношений со странами Запада

В) устранение угрозы распада «социалистического лагеря» Г) все перечисленное верно

7. Укажите годы, к которым относится выдвижение в СССР «доктрины Брежнева»:

А) начало 60-х гг. Б) конец 60-х гг. В) начало 70-х гг. Г) начало 80-х гг.

8. «Бархатные революции» в Восточной Европе имели место :

А) в 1989г. Б) в 1990г. В) в 1991г. Г) в 1956г.

9. ОВД и СЭВ были распущены:

А) в 1989г. Б) в 1990г. В) в 1991г. Г) в 1985 г.

10. Укажите государства, которые создали в 1949 году СЭВ:

А) Англия, Франция, Бельгия, Люксембург Б) США, Канада, страны Западной Европы

В) СССР и государства Восточной Европы Г) ни один ответ не верен

11. Организация Варшавского Договора являлась военно-политическим союзом следующих государств :

А) СССР и дружественных ему стран Восточной Европы Б) Западной Европы

В) США, Канады и Западной Европы Г) Азиатско - Тихоокеанского региона

12. Укажите город Европы, в котором в 1961 г. была возведена перегородившая его стена, ставшая символом "холодной войны":

А) Прага Б) Варшава В) Берлин Г) Париж

13. Народные выступления против тоталитарного государства в 50-70-х гг. происходили в:

А) в Венгрии, Польше, ГДР Б) в Албании, Чехословакии, Польше В) Болгарии, ГДР, Чехословакии Г) в Италии, ФРГ, Бельгии

14. «Бархатная революция» - это:

А) отказ от радикальных преобразований революционного типа Б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный

В) распад федеративного государства Г) ни один ответ не верен

15. События, произошедшие в 1968 году в Чехословакии и получившие название «пражская весна» связаны:

А) попыткой военного переворота Б) требованиями рабочих увеличить заработную плату

В) требованиями провести демократические преобразования в стране Г) все перечисленное верно

Карибский кризис.

Тема 6. Страны Азии, Африки, Латинской Америки. Проблемы модернизации

Самостоятельная работа №6

Исторический анализ материала

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных технологий

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине История

Выполнил

Купрей А.А.

Преподаватель

Н.А.Вершинина

1. Мир на рубеже XIX-XX вв.: социальные итоги модернизации

2. Евроатлантическая цивилизация: от «общества благоденствия» к неоконсервативной революции

3. Англо-Аргентинский конфликт

4. Нелегкое сотрудничество: ЕЭС

5. Внутренняя политика

1. Мир на рубеже XIX - XX вв.: социальные итоги модернизации

В конце XIX - начале XX в. на земном шаре жило около 1 млрд. 630 млн. человек. Размещение населения мира по континентам отличалось большой неравномерностью. В России, включавшей и европейскую, и азиатскую части евразийского континента, проживало 130 млн. человек. Громадное большинство - около 950 млн. человек - было сосредоточено в зарубежной Азии. В зарубежной Европе проживало менее трети этого числа - 290 млн. человек. В Африке - примерно 110 млн. человек. Северная Америка (США и Канада) насчитывала 81 млн. человек, Латинская Америка - 64 млн. Наконец, Австралия и Океания имели 6,8 млн. жителей.

Территории, удобные для земледелия, составляли немногим более четверти обитаемой суши. На них проживало до 9/10 населения мира, занимаясь главным образом сельскохозяйственной деятельностью. В 1900 г. в городах проживало лишь 10% населения мира. Крупных городов было мало. Лишь 360 из них имели свыше 100 тыс. жителей.

Некоторые особенности размещения населения были связаны с межконтинентальными и внутриконтинентальными миграциями (перемещениями) населения. Эпоху мировых миграций начали великие географические открытия. Миграции населения объяснялись различными причинами - экономическими, политическими, национальными, религиозными, а также перемещением населения между городом и деревней.

Наиболее крупные межконтинентальные миграционные потоки населения в XIX и начале XX в. устремились прежде всего в Северную Америку (США и Канаду), в Латинскую Америку, Австралию и Новую Зеландию. С момента открытия европейцами Нового Света в Америку эмигрировало из стран Европы около 55 млн. человек. Из Африки в Америку было ввезено около 10 млн. негров-рабов. Из Азии прибыло около 4 млн. иммигрантов.

Миграции населения происходили и в Азии: китайцы переселялись в страны Юго-Восточной Азии, заняв важное место в местной торговле, а индийцы отправлялись в Южную Африку. В ряде стран Азии и Африки к концу XIX в. не было крупных миграций населения и сохранялся стабильный, традиционный национальный состав населения (Япония, Корея, Вьетнам и др.).

К началу XX в. политическая карта мира претерпела большие изменения. Небольшая группа наиболее развитых в экономическом отношении государств завершила к началу XX в. колониальный раздел мира. Колониями владели в это время (в алфавитном порядке): Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, США, Франция, Япония. Эти страны назывались метрополиями, а их владения - колониями. Кроме того, многие формально самостоятельные государства Азии и Латинской Америки оказались в той или иной степени зависимости от капиталистических государств Европы и США.

По данным на 1900 г., площадь колониальных владений составляла 54,9% площади мира. Там проживало свыше 35% населения Земли. Крупнейшей метрополией являлась Великобритания - в ее колониях проживало около 70% всего населения колоний, во французских - 9,5%, германских - 2,3%.

Создание громадных колониальных империй, увенчавших в начале XX в. раздел мира между ведущими капиталистическими державами, создало новую ситуацию в мире. Произошло насильственное создание мирового хозяйства, основанного не на экономических, а на принудительных формах взаимоотношений между государствами-метрополиями и странами-колониями и их народами. Раздел мира между империалистическими государствами происходил в ходе межимпериалистического соперничества и доходил нередко до войн из-за сопротивления народов колоний. В начале XX в. наступил перелом: стала ясна неизбежность как войны за передел колониальных владений, так и освободительных революций и вооруженного сопротивления порабощенных народов. Большинство европейских мыслителей XIX в. принимало технический прогресс, достигнутый в Европе и в США, за определяющую черту цивилизации и потому противопоставляло "передовую" западную цивилизацию "отсталой" цивилизации народов Востока.

Разумеется, технический прогресс является важной особенностью уровня и характера цивилизационного развития. Однако при этом нельзя игнорировать такие важные признаки цивилизации, как общее состояние человеческого общества, место в нем человека, его взаимоотношения с природой и коллективом. Деление цивилизаций на "отсталые" и "передовые" не учитывало этих обстоятельств. Оно отражало нежелание европейцев признать равноправие иного образа жизни и иных цивилизаций. Игнорировались при этом и огромные заимствования Запада от восточной культуры, науки и изобретательства.

Лишь в начале XX в., когда стали особенно очевидны издержки и уродливые последствия промышленного развития, гонки вооружений и войн, начали пробивать себе путь более глубокие представления о соотношении различных цивилизаций.

В конце XX в. современный подход к проблеме цивилизационного развития признает цельность мира и от теории локальных цивилизаций совершается переход к формированию планетарной цивилизации. Интенсивный процесс международного обмена информацией, техникой, культурными достижениями, общения людей, влияние различных форм экономической, политической и культурной жизни - все это приобретает в конце XX в. всемирный планетарный характер. При этом признается и многообразие, плюралистичность обществ и культур. Таким образом, происходит процесс становления глобальной цивилизации.

Модернизация, то есть овладение индустриальным типом производства, в конце XIX -- начале XX века стала целью политики большинства государств мира. С модернизацией связывалось повышение военной мощи, расширение возможностей экспорта, поступлений в бюджет государства, рост уровня жизни.

Среди стран, которые в XX веке стали центрами развития индустриального производства, выделились две основные группы. Их называют по-разному: первого и второго эшелонов модернизации, или органичного и догоняющего развития.

Две модели индустриального развития. Для первой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция и США, было характерно постепенное развитие по пути модернизации. Первоначально промышленный переворот, затем овладение массовым, конвейерным индустриальным производством происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. Предпосылками промышленного переворота в Англии выступала, во-первых, зрелость капиталистических, товарно-денежных отношений, обусловливающая готовность внутреннего рынка к поглощению больших объемов продукции. Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое, в первую очередь, и подвергалось модернизации. В-третьих, наличие, с одной стороны, многочисленного слоя неимущих людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, с другой -- слоя предпринимателей, владевших капиталом и готовых вложить его в производство.

Вслед за Великобританией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений. Благодаря постоянному притоку эмигрантов из Европы, в этой стране росла численность квалифицированной, свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после гражданской войны 1861--1865 гг. между Севером и Югом, покончившей с основанной на рабстве плантационной системой земледелия. Франция, где традиционно существовало развитое мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, пережившая реставрацию власти династии Бурбонов, вступила на путь промышленного развития после революции 1830 г.

Почти столетие потребовалось первым странам, где произошел промышленный переворот, чтобы освоить массовое, крупносерийное, конвейерное индустриальное производство. Условием его развития, в свою очередь, было расширение емкости рынков, в том числе зарубежных. Предпосылкой -- концентрация и централизация капитала, происходившая в процессе разорения и слияния промышленных компаний. Большую роль играло создание различного типа акционерных обществ, что обеспечивало приток банковского капитала в промышленность.

Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия и Япония также обладали традициями развитого мануфактурного производства. Они задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриализации ускорились. В России и Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение натурального хозяйства в деревне, сочетавшегося с различными формами личной зависимости крестьянства от землевладельцев, что определяло узость внутреннего рынка. Негативную роль играла ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность.

Главный импульс к модернизации, овладению индустриальным производством в странах догоняющего развития чаще всего исходил от правящих кругов, видящих в ней средство укрепления позиций государства на международной арене. Для Российской империи стимулом к концентрации усилий на задачах модернизации стало поражение в Крымской войне 1853--1856 гг., показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции.

Преобразования, начавшиеся с отмены крепостного права в 1861 г., реформы в системе административно-государственного управления, армии, продолженные в XX веке, обеспечили возникновение предпосылок перехода к индустриальному развитию.

Первой из вступивших на путь модернизации стран Азии стала Япония. Она вплоть до середины XIX века оставалась феодальным государством и проводила политику самоизоляции. В 1854 г., столкнувшись с угрозой бомбардировки портов эскадрой американских кораблей адмирала Перри, под давлением Англии и России, ее правительство, возглавляемое сегуном (военачальником), приняло неравноправные условия отношений с иностранными державами. Превращение Японии в зависимую страну вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате революции 1867--1868 гг. сегун был отстранен от власти. Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором. Были проведены аграрная реформа и реформа системы управления.

Наиболее сложные проблемы создавали социальные последствия модернизации. По сути своей они были одинаковы во всех странах, вступивших в индустриальную фазу развития и сталкивавшихся с социальным расслоением общества. С развитием промышленности мелкотоварное, полунатуральное и натуральное производство города и деревни, которое было основой существования большой массы мелких собственников, приходило в упадок. Собственность, капитал, земельные угодья концентрировались в руках крупной и средней буржуазии, составлявшей в начале XX века в индустриальных странах Европы 4--5% населения. До половины экономически активного, то есть работающего населения, составлял рабочий класс -- наемные работники, занятые в промышленности, строительстве, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве, не имеющие иных средств к существованию, кроме продажи своей рабочей силы. Они оказывались в бедственном положении при кризисах перепроизводства, сопровождавшихся ростом числа обездоленных.

Центрами проявления наибольшей остроты социальных противоречий были города, которые росли с развитием промышленного производства. Источником пополнения рядов городского промышленного рабочего класса были ремесленники, работники кустарных производств, не выдерживавших конкуренции с индустрией.

В города в поисках заработка стекались малоземельные и разорявшиеся, лишившиеся земли крестьяне. Концентрация крупных масс неимущих, безработных, число которых возрастало в периоды экономических кризисов, была, как показал еще в XIX веке опыт революционных выступлений в Париже в 1830, 1848, 1871 гг., постоянным источником угрозы социальной и политической стабильности государства. Между тем тенденция роста городов быстро набирала силу.

В странах первого эшелона модернизации социальные проблемы накапливались постепенно, что создавало возможности их поэтапного решения. В этих странах аграрный вопрос, проблема перехода земли в руки фермеров или помещиков, использующих высокопроизводительные, капиталистические методы хозяйствования, как правило, решались на раннем этапе индустриализации.

Иное положение сложилось в странах второй волны модернизации, особенно в России, где социальные проблемы, присущие индустриальному обществу, усугублялись нерешенностью аграрного вопроса. После отмены крепостного права в 1861 г. темпы роста численности наемных работников в России не уступали американским, но при этом в деревнях оставалась огромная масса беднейших, малоземельных крестьян. Они представляли собой не менее взрывоопасную социальную массу, чем городская беднота. При крайне низкой производительности их труда они фактически составляли избыточное сельское население, которое не могло найти себе работы в городах.

Сохранение стабильности в обществе при ускоренной модернизации во многом зависело от ресурсов, которые могли быть выделены на решение социальных проблем, снижение их остроты. В Германии в 1880-е гг. были приняты законы о страховании рабочих от несчастных случаев на производстве, на случай болезни, пенсионном обеспечении (с 70 лет). Была законодательно ограничена продолжительность рабочего дня 11 часами, запрещен детский труд в возрасте до 13 лет. Япония также избежала крупных социальных конфликтов, несмотря на низкую оплату труда и большую продолжительность рабочего дня. Здесь сложился патерналистский тип трудовых отношений, при котором работодатели и наемные работники рассматривали себя в качестве членов одного коллектива. Показательно, что первые профсоюзы создавались по инициативе предпринимателей, поддержанной государством. В 1890 г. предприниматели добровольно сократили продолжительность рабочего дня, создали фонды социального страхования.

Наибольшую остроту приобрели проблемы модернизации в России, пережившей революцию 1905--1907 гг. Необходимо, однако, учитывать, что Россия располагала меньшими ресурсами для социального маневра, чем другие индустриальные страны.

2. Евроатлантическая цивилизация: от «общества благоденствия» к неоконсервативной революции

Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893--1943). Согласно его идее, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинистической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это, по его мнению, предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них. Базовым элементом Евроатлантической цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые» доминионы (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. С принятием Германией и Италией после войны, а затем и восточноевропейскими государствами, либерально-демократических принципов организации политической жизни рамки евроатлантизма еще более расширились.

После завершения второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики, переводе ее на рельсы мирного времени, активизации социальной политики. Правящими кругами демократических стран учитывался опыт революционных событий в России в 1917 г., установления тоталитарных диктатур в Италии и Германии. Этот опыт наглядно показал, что недооценка значения социальной стабильности, особенно в кризисные периоды, ведет к краху политической системы. Неслучайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах.

В Швеции еще в 1930-е гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения произведенного дохода. Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после второй мировой войны.

Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны -- общенациональная задача. При проведении финансовой реформы 1948 г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и зарплаты обменивались в пропорции 1:1, половину вкладов можно было обменять по курсу 1: 10, временно замороженную вторую половину -- по курсу 1: 20. С учетом того, что вклады принадлежали в основном имущим, данная мера повышала степень социального равенства. Денежные обязательства банков были аннулированы, обязательства предприятий пересчитаны по курсу 1: 10. Единовременно получив наличность для выплаты зарплаты, далее предприятия должны были существовать за счет реализации своей продукции. В 1951 г. был принят закон, внедривший практику социального партнерства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.
Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда. Это и заложило основу германского «экономического чуда» -- ускоренного развития 1950-- 1960-х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

В США в 1960-е гг. при президенте Л. Джонсоне была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

В рамках социально ориентированной рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержки малоимущих. Большая часть расходов направлялась на развитие систем образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создание новых рабочих мест. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая, составная часть основных прав человека, а их соблюдение как признак существования правового государства. Это нашло отражение в национальных конституциях, международно-правовых документах. Важным рычагом социальной политики государства выступает законодательная деятельность. Особенно это относится к той ее сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества.

Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью, может опереться на защиту закона, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1935 г., в большинстве стран Европы -- после второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только не сократились, но даже возросли. Сложилась система местных, национальных, международных организаций, ассоциаций, решающих следующие основные задачи.

Во-первых, содействие людям в решении их проблем в тех сферах, где государственные программы недостаточны или неэффективны. Реабилитация новых маргиналов, помощь им в овладении новыми профессиями, подключения безработной молодежи к общественно полезной деятельности.

Во-вторых, привлечение внимания общественности, политиков, государства к социальным, гуманитарным, экологическим проблемам, организация кампаний по их решению.

В-третьих, сбор дополнительных средств на решение социальных проблем, оказание гуманитарной помощи.

В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес. Эта модель работает при решении конкретных проблем здравоохранения, образования, иных социальных вопросов. В общей структуре расходов на медицинское обеспечение населения доля государства в среднем по развитым странам достигает 16,3%. Часть расходов берут на себя благотворительные организации, часть выплачивается нанимателями и вычитается из зарплаты наемных работников по программам социального страхования, поступая на счет соответствующих фондов.

Политический портрет Маргарет Тетчер .

Двадцатый век в истории Великобритании явился, пожалуй, самым бурным и богатым на исторические события. Многие выдающиеся британские политические деятели того времени прочно вошли в мировую историю, показав величие и могущество этой страны. Елизавета Вторая, Уинстон Черчилль, принцесса Диана и многие другие, -- вот лишь неполный список деятелей, имена которых стали нарицательными и знакомы теперь каждому.

Но самым ярким примером политического деятеля ХХ века является, на мой взгляд, Маргарет Тэтчер -- первая в истории Великобритании женщина премьер-министр, которая к тому же находилась на данном посту дольше всех остальных со времен Солсбери. Трудно переоценить ее вклад в развитие не только Великобритании, но и всей мировой истории в целом. Возглавив консервативную партию, эта женщина смогла изменить не только свою страну, но и существенно повлиять на мировые изменения, произошедшие в конце двадцатого века по всему миру.

Нельзя сказать, что Тэтчер была единственной основательницей современного британского консерватизма, но влияние её политического наследия на развитие консервативных принципов и идей в настоящем трудно отрицать.

В конце 50-х годов Маргарет Тэтчер усиленно взялась за свое продвижение в политике. Она твердо решила найти подходящий ее на выборах округ. Найти такой округ было нелегко, и она вновь направила всю свою волю и энергию на достижение цели. В 1957 году Тэтчер выразила намерение выдвинуть свою кандидатуру в одном из избирательных округов графства Кент, однако по итогам партийного голосования оказалась второй. Тогда она выставила свою кандидатуру в другом округе это же графства, но результат был тем же. Помимо обычного для консерваторов мужского шовинизма свою роль в этом сыграло и то, что Маргарет была матерью двоих маленьких детей. У многих взвыла сомнение ее будущая дееспособность в парламенте. модернизация колониальный империя революция

В том же году консерватор, который должен был выдвигаться в округе Финчли, отказался баллотироваться в парламент на будущих выборах. Маргарет принялась отстаивать этот округ. На место в Финчли претендовало более двухсот человек. В результате письменного конкурса было отобрано сначала двадцать два человека, а устная презентация сократила их число до четырех. Сюда вошла и Маргарет Тэтчер.

Консерваторы нуждались в кандидате полном энергии. Они были обеспокоены ростом в этом округе симпатий к Лейбористской партии. Маргарет Тэтчер была избрана кандидатом, что фактически означало ее избрание в парламент. Наконец в 1959 году, спустя более десяти лет после первой попытки, она попала в британский парламент. Теперь перед ней был открыт путь в большую политику.

Начало 60-х годов было не благоприятным для консерваторов. Новое лейбористское правительство возглавил Г. Вильсон. После выборов 1964 года Тэтчер вместе с остальными консерваторами пересела на скамьи оппозиции и была назначена теневым министром по вопросам жилищного строительства. В результате выборов 18 июня 1970 года к власти вновь пришли консерваторы во главе с Эдвардом Хитом. В том же году он назначил Маргарет Тэтчер на пост министра образования и науки. Тэтчер находилась на посту министра четыре года -- до февраля 1974 года. На это время были назначены новые парламентские выборы, в которых консерваторы потерпели поражение и вновь перешли в оппозицию. Однако Маргарет Тэтчер удалось сохранить свое место в парламенте. Эдвард Хит назначил Тэтчер споуксменом (оратором) партии в парламент по вопросам налоговой политики. Казалось, ее отодвинули на задний план. Но уже через год она бросила вызов самому лидеру консерваторов. Престиж консервативной партии, правившей в XX веке дольше, чем любая другая, стал стремительно падать. В условиях, когда консерваторы получили меньшинство на парламентских выборах 1974 года, встал вопрос о проведении выборов лидера партии.

Лидер партии - Хит - образовал комиссию под руководством бывшего премьер-министра А. Дугласа-Хьюма, которая должна была выработать условия выборов. Предложенные комиссией условия были достаточно жесткими, но Хит был вынужден согласится с ними. Согласно выработанным правилам, в первом туре победитель должен был набрать на 15% голосов больше своих соперников.

Маргарет Тэтчер выдвинула свою кандидатуру на этих выборах. Это был очень дерзкий поступок, ведь никогда еще женщина не становилась лидером партии.

Главным козырем предвыборной компании Маргарет Тэтчер стало наличие своей программы выхода страны из кризиса, центральное место в которой занимали меры снижения инфляции и повышение эффективности экономики при уменьшении регулирующей роли государства.

Результаты выборов повергли Эдварда Хита и его сторонников в состояние шока. Маргарет Тэтчер досталось 130 из 276 голосов парламентариев - консерваторов, 19 - Хиту, 16 - богатому аристократу из Шотландии Фрейзеру. Узнав об итогах голосования, Хит сразу же подал заявление об отставке, таким образом, он снял свою кандидатуру на пост лидера партии. После того как стало известно, что Хит не будет принимать участия в выборах, свои кандидатуры выдвинули четыре политика. Самым серьезным из них был У. Уайтлоу.

Внешнеполитическая стратегия правительства М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы, включение в орбиту британской политики широкого круга глобальных и региональных вопросов, в том числе и выходящих за рамки непосредственных интересов страны. Жесткость и решительность, свойственные политическому стилю «железной леди», стали характерными и для действий британской дипломатии.

Уже в первые месяцы после прихода к власти команде Тэтчер пришлось дебютировать на дипломатической арене в чрезвычайно острой ситуации. На конференции Содружества в Лусаке в 1979 г. была предпринята решающая попытка разрешить многолетний южно-родезийский кризис. Британская сторона выступила инициатором и гарантом конституционной реформы в Южной Родезии, проведения всеобщих выборов в этой стране. Уже в 1980 г. независимая Республика Зимбабве (названная так по имени африканского населения страны) стала членом Содружества.

Тэтчер поддержала постепенную трансформацию Содружества в многостороннюю международную организацию, строящую свою деятельность на основе обычных норм международного права, а не «особых отношений». Такой подход был окончательно закреплен в Ванкуверской декларации Содружества 1987 г. Но в конечном итоге лидирующее положение Великобритании в Содружестве лишь укрепилось. Сделав ставку на развитие двусторонних взаимовыгодных отношений с бывшими колониями, Великобритания сумела в конце 80-х - начале 90-х гг. значительно укрепить свое экономическое и военно-политическое присутствие в традиционных зонах влияния.

3. Англо-Аргентинский конфликт

2 апреля 1982 года Аргентина высадила свои войска на Фолклендские (Мальвинские) острова. Две с половиной тысячи аргентинских солдат вошли в столицу островов Порт-Стэнли и водрузили там свой флаг. Британское правительство сразу же заявило о непризнании этого акта на том основании, что Фолклендские острова принадлежат Великобритании. Дипломатические отношения с Аргентиной были порваны.До 1833 года эти острова принадлежали Аргентине, затем Англия их колонизировала. Территория островов составляла 12 тыс. км2, на них проживало 1800 человек, занимавшихся в основном разведением овец, поголовье которых в несколько раз превышало численность самих островитян.Первыми карательными мерами правительства Тэтчер в отношении Аргентины были сокращение экспортных кредитов и импорта и замораживание Аргентинских активов в Англии, составляющих около 1.4 млрд. долларов.

Когда Тэтчер созвала заседание кабинета, она была настроена весьма решительно. «Джентльмены, мы должны воевать», -- сказала премьер-министр. Каждый из членов кабинета должен был сказать, согласен ли он с таким решением. Никто не возразил, и таким образом, ответственность за начало военных действий легла лично не на Тэтчер, а на весь кабинет министров. Вместе с тем, когда английские публицисты называют эту войну «тетчеровской», на это трудно что-либо возразить. Решение было принято авторитарно, под давлением премьер-министра. Приказ о подготовке эскадры и об ее отплытии был одобрен парламентом постфактум.

Между тем Аргентина укрепляла свое военное присутствие на островах. Леопольдо Фортунато Гальтьери (президент Аргентины) издал приказ о возвращении на военную службу 80 тыс. недавно мобилизованных призывников. Непосредственно на острова было отправлено 10 тыс. солдат и офицеров. В целом Британии противостояли военно-морской флот из семнадцати боевых единиц, 130-тыс. постоянная армия и военно-воздушные силы, насчитывающие 20 тыс. военнослужащих. Тэтчер сразу же образовала и возглавила военный кабинет, куда вошли некоторые министры и военные. Англия объявила об установлении вокруг Фолклендских островов 200-мильной запретной зоны. Министр обороны Джон Нотт предупредил, что любые судна внутри этой зоны станут объектом нападения.

2 мая второй по величине аргентинский корабль «Белграно», находившийся вне 200-мильной зоны вокруг Фолклендов, объявленной Англией запретной для Аргентинских судов, был торпедирован английской атомной подводной лодкой «Конвейер». Погибло 368 человек.

Тэтчер отдала приказ о тотальном вторжении. 21 мая после интенсивного артиллерийского обстрела с моря и бомбардировки аргентинских позиций с воздуха на Фолклендские острова были высажены отряды английских десантников. Военные действия были закончены 15 июня. Когда на Порт-Стэнли был выброшен белый флаг капитуляции, Тэтчер вышла на Даунинг стрит. «Сегодня Британия - снова Великобритания. Это великое оправдание всего того, что нами сделано».

Успехи Тэтчер во внешней политике значительно укрепили ее авторитет внутри страны. Эти два с половиной месяца полностью изменили ее политическое положение, с оппозицией Консервативной партии было покончено.

Фолклендский кризис существенно укрепил англо-американские союзнические отношения. Сближение Великобритании и США в этот период было во многом обусловлено и личными взаимоотношениями Тэтчер с президентом Р.Рейганом. Оба лидера разделяли схожие политические идеалы и осуществляли радикальные внутренние преобразования. Значительно укрепились союзнические отношения Великобритании с США и в глобальных вопросах. Приход Тэтчер к власти совпал с новым витком международной конфронтации, спровоцированным размещением обоими блоками новых видов ядерного оружия в Европе, советским вторжением в Афганистан, вводом военного положения в Польше.

Свой вклад в шумную антисоветскую пропагандистскую войну внесла и Великобритания, поддержав бойкот олимпиады в Москве и существенно сократив экономическое и культурное сотрудничество с СССР.

Тэтчер всемерно поддержала планы наращивания вооружений НАТО, дав согласие на размещение 160 ракет средней дальности на территории Великобритании и на осуществление программы модернизации ядерных подводных лодок с помощью американских ракет «Трайдент». Одобрительно она отнеслась и к американскому проекту СОИ.

Несмотря на жесткую антисоветскую позицию в первые годы своего правления, Тэтчер была первым из западных лидеров, кто поддержал изменение характера международных отношений после начала политических изменений в СССР. В конце 1984 г. М. Горбачев совершил официальный визит в Лондон. Переговоры с Тэтчер стали одним из первых серьезных шагов Горбачева в качестве дипломата мирового уровня. Тэтчер особенно высоко оценивала особый шарм нового советского лидера, его способность к открытому и доверительному диалогу. В дальнейшем их отношения сохраняли исключительно конструктивный и подчеркнуто уважительный характер. В 1986-1987 гг. во время визитов Э. Шеварднадзе в Лондон и М. Тэтчер в Москву были приняты пакеты соглашений по всем аспектам советско-британских отношений.

4. Нелегкое сотрудничество: ЕЭС

Тэтчер решительно отвергала мысль о политической интеграции стран-членов Европейского сообщества. «В Европе есть много стран, которые мыслят по-социалистически, поэтому они, прежде всего, пытаются ввести контроль в ряд областей», -- говорила Тэтчер. Она предупреждала, что возражает против того, чтобы «паралич социализма» проник в Британию с «черного входа». Тэтчер, напротив, хотела ориентировать жизнь Европы на те принципы, которые она проповедовала в своей стране: свободное предпринимательство, свободное движение капитала, свободный рынок, отсутствие протекционизма.Нельзя утверждать, что Тэтчер однозначно подходила к решению проблем участия Британии в процессе европейской интеграции. Присущее ей чувство реальности, говорило о необратимости происходящих в мире интеграционных процессов, вынуждало британского лидера идти на компромиссы. Как бы то ни было, пишет американский журналист С. Салливан, «на Европе, которая возникает в конце столетия, будет лежать неизгладимый отпечаток Маргарет Тэтчер, самой несговорчивой из всех европейцев»

5. Внутренняя политика

В декабре 1980 года рейтинг Тэтчер упал до 23 % -- самый низкий показатель, который когда-либо был у британских премьер-министров. После ухудшения ситуации в сфере экономики и углубления рецессии в начале 1980-х годов Тэтчер, несмотря на беспокойство со стороны ведущих экономистов, повысила налоги.

К 1987 году уровень безработицы в стране снизился, состояние экономики стабилизировалось, а темпы инфляции были относительно низкими.

Согласно опросам общественного мнения, Консервативная партия пользовалась наибольшей поддержкой среди населения, а успешные для консерваторов результаты выборов местных советов подвигли Тэтчер назначить на 11 июня парламентские выборы, хотя крайний срок для их проведения истёк ещё 12 месяцев назад. По результатам выборов, Маргарет сохранила за собой пост премьер-министра Великобритании на третий срок.

В ходе своего третьего премьерского срока Тэтчер провела реформу налогообложения, доходы от которого шли в бюджеты органов местного самоуправления, вместо налога, основанного на номинальной арендной стоимости дома, был введён так называемый «коммунальный налог» (подушный налог), который в прежнем размере должен был выплачивать каждый совершеннолетний житель дома. Крайнее недовольство налогом среди населения заставило преемника Тэтчер, Джона Мейджора, отменить его.

Политика приватизации стала неотъемлемой частью так называемого «тэтчеризма».

Для борьбы с растущей безработицей, правительство Тэтчер также пересмотрело систему помощи безработным: стимулировались неполный рабочий день, более ранний выход на пенсию и профессиональная переподготовка на более востребованные специальности. Кроме того, стимулировалось развитие мелкого бизнеса. Несмотря на значительный уровень безработицы в начале и середине 80-х, благодаря отходу от традиционной послевоенной политики полной занятости многие промышленные предприятия сумели значительно улучшить свою конкурентоспособность, сократив издержки. В свою очередь, это способствовало экономическому росту.

В 1989-1990 годах протест против Маргарет Тэтчер и проводимой ею политикой достиг критической отметки. Одним из его проявлений стало голосование в Европейский парламент летом 1989 года, когда за консерваторов проголосовало лишь 34%, что на 6 % меньше чем за лейбористов.

Введение 1 апреля 1990 года подушного налога сопровождалось размахом антиправительственных выступлений. Многотысячные бурные демонстрации против подушного налога вылились в антиправительственные протесты. Количество демонстрантов, вышедших 31 марта на Трафальгарскую площадь составило от 40 до 70 тыс. человек. Они требовали отставки правительства Тэтчер и отказа от политики Тэтчеризма.

На 20 ноября было назначено голосование по кандидатуре партийного лидера тори. Бывший министр обороны Хезелтайн, имевший к этому времени достаточный вес в партии и называвшийся в числе приемников Тэтчер выдвинул свою кандидатуру. В ходе первого раунда Тэтчер победила с небольшим перевесом. На 22 ноября был назначен второй раунд голосования. Осознавая неизбежное поражение, премьер-министр объявила о том, что снимает свою кандидатуру. Маргарет Тэтчер отказалась от лидерства.

Принятие решения об уходе в отставку было слишком мучительным процессом для Тэтчер. Она не могла так просто оставить политику, занятие, которому она посвятила всю свою жизнь. Она меняла свое мнение, по крайней мере, 3 раза. В конце концов, Маргарет Тэтчер приняла решение.

После ухода с поста премьер-министра, Тэтчер в течение двух лет была членом Палаты общин от Финчли. В 1992 году, в возрасте 66 лет, она приняла решение покинуть британский парламент, что, по её мнению, давало ей возможность более открыто высказывать своё мнение по тем или иным событиям.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Россия и мир в конце XVIII-начале XIX веков. Попытки государственных реформ Александра I. Внешняя политика. Преобразования в образовательной сфере. Россия в войне 1812 года. Движение декабристов. Союз спасения и благоденствия. Южное и северное общества.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2008

    Исследование положения украинских земель в составе Австро-Венгерской и Российской империй. Социальные и политические изменения, период реформ и пореформенное положение в XIX веке. Социальное изменение и культурное возрождение Украины в начале XX века.

    реферат , добавлен 16.03.2011

    Особенности развития Орловской губернии на рубеже XIX-XX веков, противоречия модернизации и трансформации. Общественная жизнь в органах местного самоуправления, система образования. Распространение революционных идей на территории Орловской губернии.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2012

    Афганистан в британской политике в конце XIX - начале XX века. Английская колониальная экспансия в Афганистане. Столкновение интересов Российской и Британской империй в годы правления эмира Абдур-Рахмана. Англо-русская конвенция 1907 года, ее значение.

    диссертация , добавлен 08.11.2017

    Исторический путь становления как лидера партии консерваторов Маргарет Тэтчер - женщины, обладающей самой мощной властью в мире. Специфика политического лидерства "Железной леди". Деятельность на посту премьер-министра. Итоги ее руководства страной.

    биография , добавлен 10.12.2010

    Общая характеристика социально-экономического развития Аргентины в XIX - начале ХХ века, а также его особенности после создания самостоятельного государства. Анализ и специфика анархизма и идентичноста аргентинских рабочих в конце XIX – начале ХХ века.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Внутриполитическая ситуация в Российской империи в начале ХХ века как экономические, политические и социальные предпосылки событий Первой Русской Революции 1905-1907 гг. Этапы, роль и итоги революции: учреждение Государственной Думы, аграрная реформа.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Особенности и главные этапы реформирования румынской государственности в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Экономическая политика Чаушеску, причины ее провала. Основные тенденции и перспективы политической истории Румынии на рубеже XX–XXI веков.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Периодизация экономического развития России в конце XIX - начале XX века. Состояние и развитие банковской системы. Социальная политика на рубеже XIX- XX веков. Сущность экономической реформы С.Ю. Витте. Социально-экономическое развитие Орловского края.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Экономическая и политическая ситуация в Чехии в конце XIV и начале XV веков. Гуситская революция. Структура чешского государства и политическое положение отдельных слоев общества. Обострение политических противоречий в период Тридцатилетней войны.

Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893--1943). Согласно его идее, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинистической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это, по его мнению, предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них.

Основы «атлантической солидарности», заложенные в годы второй мировой войны 1939--1945 гг., укрепились после принятия США в 1947 г. «плана Маршалла», программы помощи странам Западной Европы, позволившей стабилизировать ее экономику, укрепить основы политической демократии. Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949 г. в договоре о создании военно-политического союза -- Организации Североатлантического договора (НАТО).

Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях «холодной войны» совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества и различное понимание приоритетов в противостоянии международному коммунизму, согласовывать свою политику. В политический лексикон термин «атлантизм» вошел после 1961 г., когда президент США Дж. Кеннеди выдвинул так называемый Великий проект создания Атлантического сообщества, предполагавший укрепление единства стран Северной Америки и Западной Европы. США поддерживали интеграционные тенденции в Западной Европе, взаимодействовали с союзниками в рамках международных организаций -- структур ООН, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Международного валютного фонда (МВФ), семерки наиболее развитых стран мира, регулярные встречи глав правительств которых начались с 1975 г.

Базовым элементом Евроатлантическои цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые» доминионы (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. С принятием Германией и Италией после войны, а затем и восточноевропейскими государствами, либерально-демократических принципов организации политической жизни рамки евроатлантизма еще более расширились.

Загрузка...