aktabs.ru

Духовная жизнь общества. Общественное сознание - Контрольная работа. Возникновение сознания человека. Развитие сознания Философия какие факторы влияют на сознание человека

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История изучения массового сознания, специфические и интересные примеры его формирования. Проблема исследования массового сознания в социологической науке. Два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Методы анализа и синтеза.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2014

    Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информационного общества, дальнейшие перспективы данного процесса в современной России. Духовная безопасность.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Понятие "информационного общества" в рассмотрении современных философов, исторические этапы его развития и формирования, роль государства. Американский и канадский опыт создания информационной супермагистрали, государственная программа информатизации.

    книга , добавлен 01.02.2010

    Основные этапы становления, базовые критерии, перспективы развития информационного общества. Обзор концепций интеллектуальной технологии как его сущности. Прогнозирование перспектив развития информационного общества, роль глобализации в этом процессе.

    реферат , добавлен 22.07.2014

    Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Концепция постиндустриального информационного общества. Увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2013

    Информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, его основные характеристики, этапы процесса развития. Декларация тысячелетия ООН. Окинавская хартия глобального информационного общества. Стратегия и пути его развития в России.

    презентация , добавлен 25.07.2013

Духовная жизнь общества. Общественное сознание .

1. Основные формы духовной жизни общества.

2. Общественное сознание и его формы.

Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, право, религию, науку, искусство.

Мораль - это сфера существования нравственных норм человека, включающая два аспекта: правила и нормы поведения людей и способность человека оценивать свои намерения и поступки. Нормы морали регулируют лишь сознательное, волевое поведение: поступки душевнобольных, а также маленьких детей не подлежат нравственной оценке. Нравственное поведение закрепляется в обычаях и традициях (устойчивом, повторяющемся из поколения в поколении поведении). Мораль и право сходны в том, что предлагают систему правил поведения, но имеются и существенные отличия. Моральные нормы распространяются на такие отношения людей, которые не регулируются правом: дружба, любовь, верность. Исполнение права обеспечивается мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, мораль не имеет специального учреждения, которое принуждало бы к соблюдению моральных норм. Моральное регулирование осуществляет общество: силой убеждения, примера, общественного мнения, традиции, нравственного авторитета отдельных лиц.

Структура нравственного сознания включает в себя нравственные чувства, категории морали, ценностные ориентации.

К основным нравственным чувствам относятся: долг, совесть, стыд, честь, счастье.

В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» - чего в другом не любишь, того сам не делай. Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайностей в поступках, соблюдать меру.

В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм ) или общие интересы (альтруизм ).

Первый вариант представляет собой: гедонизм (наслаждения, удовольствия); эвдемонизм (счастье); утилитаризм (поступок правильный, если он приносит пользу).

В основе альтруизма - сострадание к другим людям, бескорыстное служение людям, готовность к самоотречению во имя блага и счастья людей. Этот принцип нашел выражение в христианской морали - «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность - это деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные и религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Индивидуальное сознание человека - восприятие им отдельных сторон бытия, это духовный «микрокосмос» индивида, в нем представлено не только общее, но и свое интересы, угол зрения, эмоции.

Сущность религиозного сознания - иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное.

В отличие от просто веры в сверхъестественное, религия является общественным институтом. Религия играет одну из основных ролей в создании «жизненного мира человека». Она может выполнять созидательную, организующую роль в обществе, но исторически религии не всегда справлялись с этими задачами: вместо духовности насаждали фанатизм и ритуализм, вместо объединения - разъединяли и даже разжигали войны, вместо психологического успокоения порождали комплексы и суеверия.

Традиционное представление об абсолютной «противоположности» науки и религии провоцировалось прежде всего идеологическими мотивами, а именно духовным деспотизмом церкви, с одной стороны, и специфическими для европейской традиции претензиями науки на создание всеобъемлющего мировоззрения (сциентизм) - с другой. Во всяком случае, сегодня среди серьезных специалистов преобладает мнение о том, что компетенция религиозного сознания должна быть ограничена экзистенциальной проблематикой, а наука лишена своих абсолютистских мировоззренческих претензий; соответственно правомерно говорить о взаимной дополняемости религиозной веры и научного знания, лишь совместно удовлетворяющих одинаково объективные потребности миллионов и миллионов людей на данной стадии развития человечества.

Общественное сознание - совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих всё разнообразие бытия.

Носителем общественного сознания является весь народ или какая-либо отдельная группа людей в его составе, например, класс или этническая общность.

Чем больше разница между восприятием действительности со стороны различных групп в данном обществе, тем больше вырастает угроза нестабильности.

Формы общественного сознания:

Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие

достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов

Экологическое сознание способствует сохранению природы.

Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Формы сознания производны от общественного производства. Они - мыслительные продукты определенной общественной связи людей. Формы сознания представляют собой отражение и проявление практики масс и являются содержанием и продуктом их деятельности. Обыденное сознание - это как бы первичная форма понимания мира, оно возникает у людей в процессе их повседневной жизни и деятельности, в повседневном общении. Теоретические знания об обществе представляют собой высший уровень общественного сознания. В теоретическом сознании общественная жизнь, явления общественной жизни не только описываются, но и объясняются (раскрываются их законы, причины, противоречия).

В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое сознание имеет идеологическую окраску. Идеология - совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиций той или иной социальной группы. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов. Пока существуют социальные группы со своими различными интересами, будет существовать идеология. Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они специально изучают общество, создают концепции общественного развития.

Особое место в общественном сознании занимает массовое сознание (его еще иногда называют «психологией толпы»). Масса, «толпа» характеризуется рядом специфических качеств: у людей, объединенных в «толпу», теряется независимость суждений, резко возрастает чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности, растет внушаемость, они легко поддаются влиянию «вожаков». Интересно, что еще Платон писал, что охлос («толпа») - это особое животное, а демагог («вожак») - дрессировщик, умеющий им управлять. В толпе не обретается, а теряется свобода.

В формировании массового сознания особую роль играют механизмы заражения и подражания. Известно, что убеждения человека основаны на знании и понимании. Человек без убеждений легко поддается манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень развития личности, тем выше подражательность, конформизм.

В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию - совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид.

Характерные черты общественной психологии: она синкретична (сочетает противоречивые взгляды), охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферу, вплетена в практическую сферу деятельности социальных групп, формируется в основном стихийно. Но в случае желания господствующих слоев общества привить массам свою психологию, свои социальные чувства, чтобы массы оценивали события не с позиции своих интересов, а с позиций господствующих слоев, применяется целенаправленное формирование общественного сознания, в т. ч. с использованием безнравственных приемов.

В настоящее время развитие средств массовой информации оказывается все более сильным фактором формирования общественного сознания. СМИ формируют стандарты мышления, поведения, спрос потребителей и т.д.

На формирование общественного сознания влияет ряд факторов:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т.д.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите формы общественного сознания и дайте им краткую характеристику.

2.Чем различаются обыденное и теоретическое сознание?

3.Назовите характерные черты массового сознания («психологии толпы»).

В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» . Такое состояние называется синкретизмом. С разделением труда появился слой людей, для которых духовная деятельность становится основной формой деятельности. Развитие и усложнение общественной жизни привело к развитию общественного сознания, его дифференциации, выделения в нем самостоятельных форм и уровней.

На формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т. д.

На определенном этапе развития общественного сознания оно более или менее соответствует характеру общественного строя, общественной жизни. Объективным основанием этого соответствия является соответствие производительных сил и производственных отношений. Когда же это соответствие нарушается, создается возможность для возникновения нового общественного сознания, которое побеждает в конкуренции со старым общественным сознанием. Новое общественное сознание будет соответствовать новому соответствию производительных сил и производственных отношений.

Но переход к новому общественному сознанию не является полным отрицанием старого. С изменением общества, с возникновением нового общественного сознания сохраняются элементы старого. Так, не уходят в небытие произведения искусства, нравственные нормы и т. д. Они продолжают существовать, хотя и претерпевают определенное переосмысление. И хотя давно нет ни античного общества, ни общества эпохи Возрождения, но и сегодня сохраняют художественную ценность произведения искусства этих эпох.

Общественное сознание каждой эпохи опирается на обычаи, традиции, взгляды и теории предшествующих эпох. При этом общественное сознание может в определенном смысле отставать от нового уровня общественной жизни, когда в нем сильны пережитки прошлого. Но с другой стороны, новые идеи и теории могут опережать уровень развития общественного строя.

Нужно отметить известную неравномерность развития общественного сознания. В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания.

Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди осуществляют практическую деятельность в экономике, политике и т. д. Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных ценностей. Рассмотрим это детальнее.

1. Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

2. Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов.

3. Экологическое сознание способствует сохранению природы.

4. Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

5. Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

6. Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

7. Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

8. Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

9. Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей – труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов и т. д. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Общественное сознание формируется как отражение социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь, стимулируя возникновение и совершенствование различных видов деятельности.

В предыдущих главах речь шла уже о некоторых формах общественного сознания. Но пока еще не было более-менее детального разговора о морали, религии и эстетическом сознании. Обратимся к их характеристике.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. - Харьков, 2001, с.261

Решение проблемы сознания предполагает выяснение предпосылок его возникновения.

Если подойти к проблеме возникновения сознания в крупном, глобальном плане, то этот процесс органически связан с двумя грандиозными по своему значению и масштабу качественными сдвигами, скачками в развитии материального мира. Первый из них - скачок от неживого к живому, приведший к появлению биологической формы движения материи и началу эволюции живых форм, которая в конечном итоге привела к появлению непосредственных животных предков человека. Второй качественный сдвиг - переход от животного состояния к человеку и человеческому обществу, который одновременно был скачком от психики животных к человеческому сознанию.

В процессе эволюции животного мира были подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Однако при всей его глубине он был подготовлен еще в пределах животного царства, где у высших животных особенно у антропоидов формируются животные, биологические формы труда, зачатки орудийного использования предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает определенное развитие звуковая сигнализация.

Однако это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы. Социальная обусловленность возникновения и развития сознания обоснована в известном труде Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Здесь развита трудовая теория антропогенеза и генезиса человеческого сознания. Ф.Энгельс указывает и биологические факторы, подготовившие почву для становления человека: переход животных предков человека к прямой походке, к смешанной мясорастительной пище, а также стадность.

Однако определяющую роль в процессе формирования человека и его сознания сыграли совместный труд и складывающиеся на этой основе общественные отношения между людьми. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное сознание с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени еще носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе еще было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Глубокий качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления орудий труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий труд. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на формирование сознания? Прежде всего, труд предполагает способность целеполагания, мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели. Именно эти моменты и сыграли основную роль в становлении мышления. Ведь важнейшая особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голове человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда. Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания. В процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и определенные логические операции, например, анализа и синтеза, вырастающие на основе практического анализа и синтеза.

Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда, поэтому возникновение сознания и его развитие тесно связаны с развитием языка. Язык возник из потребности общения и координации действий членов первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как и сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреплял успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обогащения словарного запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через посредство языка как средства общения то, чего достиг один из членов коллектива, становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством передачи социального опыта от поколения к поколению, обеспечивал аккумулирование этого опыта и тем самым точно так же способствовал развитию сознания. А в тесной связи с трудом и языком важнейшую роль играл в развитии сознания первобытный коллектив, общение его членов. Именно первобытный коллектив аккумулировал и передавал от поколения к поколению опыт освоения мира, обеспечивал непрерывность и преемственность процесса становления и совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно развивающийся на базе труда и всей системы общественных отношений между членами общества.

Таким образом, основные факторы возникновения и развития сознания следующие: произошло увеличение мозга: развитый головной мозг является предпосылкой для возникновения сознания; прямохождение (освобождение рук для деятельности); наличие языка и речи.

Однако главным фактором возникновения и развития сознания, на мой взгляд, является человеческое общество (общение людей друг с другом, трудовая деятельность).

Формирование нашего сознания происходит постоянно на протяжении всей нашей жизни. Физически сознание определяется структурой нейросети, которая реализуется на базе нейронов в совокупности составляющих наш мозг. Эта структура меняется под воздействием информационных потоков от органов чувств и в результате внутренней работы самого мозга.
Наша нейросеть постоянно учится: весовые коэффициенты синапсов постоянно изменяются. Это и есть процесс формирования сознания.
Так какие же факторы влияют на процесс обучения мозга?
Представляется следующее:
1. Информационные потоки от органов чувств
2. Мыслительные процессы
3. Эмоциональный фон
4. Биохимия мозга
Под фактором "биохимии мозга" (возможно термин не корректен) я понимаю то, что в зависимости от химического состава внутримозговой жидкости может меняться проводимость нервных волокон и соответсвенно меняются взаимосвязи между нейронами. При этом возможно изменение как скорости реакции нейронов, так и порогов их возбуждения, что в целом влияет на функционирование нейросети и соответственно на процесс ее обучения. Факт такого влияния не вызывает сомнения, что подтверждается результатами воздействия на человека психотропных препаратов и тем, что допустим при диагностике шизофринии соответствующий анализ является одним из основных.
Эмоциональный фон, на мой взгляд, представляет из себя повышение или понижение общего электропотенциала некоторых областей мозга. При этом даже слабые воздействия на эти области могут привести к превышению порога возбуждения и соответсвенно сокращению времени реакции нейронов и пр.
Мыслительные процессы - в представленном перечне, самая труднообъяснимая позиция. Себе я его представляю, как определенную зону возбуждения дрейфующую по сети и соответсвенно влияющую на состояние последней.
Информационные потоки от органов чувств напрямую создают потенциалы на входах нейросети. (Интересно - требуют ли наши "сенсоры" питания или работают на подобии фотодиодов являясь непосредственно испочниками электического тока)
Попробуем подвести итог: каким образом мы можем искусственно повлиять на формирование сознания человека:
1. Психотропными препаратами
2. Создание определенного "эмоционального фона". На днях мелькнула информация об эксперименте, когда искуственно повышали потенциал некоторых зон мозга. Это существенно влияло на способности человека. Испытуемые могли вспомнить на 20% больше слов, удовлетворяющих определенным критериям (на одну из букв алфавита)
3. Внутренний аутотренинг. Внутренний - определяет не применение внешних рецепторов. Решение задач про себя, обмумывание и пр.
4. Создание специфических информационных потоков. На самом деле под этим можно понимать как традиционное обучение, проходящее на сугубо сознательном уровне, так и различные подсознательные виды влияния. Очень показательным примером является использование 25 кадра в рекламных целях. При этом фактически проводилось обучение нейросетей (мозгов) зрителей в не зависимости от их желания.
Реклама, СМИ, процессы воспитания и образования - все это в чистом виде инструменты "программирования" людей.
Гипноз - это самый явный процесс программирования. В последнее время появилась модная аббривиатура - НЛП - нейролингвистическое программирование. Фактически - это вариант гипноза.
В гипнозе нет ничего сверхестественного. Гипнотизер формирует определенный информационный поток, который преобразуется в электрический потенциал, вызывающий возбуждение определенных зон мозга и закрепляет цепочки прохождения сигналов.
На Компуленте 05.12.2001г. был опубликован материал об эксперименте с живыми нейронами в ходе которого был зафиксирован процесс образования синапса под рядом последовательных стимулирующих нейрон импульсов. Соответсвенно, реально подав на сенсоры (глаза, уши) человека определенные информационных последовательности создать определенные связи между нейронами его мозга и таким образом повлиять на его сознание, что реально и происходило в случае с уже упомянутым эффектом 25 кадра.

Загрузка...